Феноменология зла и метафизика свободы - стр. 43
И в заключение раздела по онтологии феноменологии самозванства – обобщая – наиболее явные симптомы, проявление каждого из которых безошибочно свидетельствует о начале действий само-званческих метастаз, приступивших к ничтожению личности или общественной нравственности:
– самозванец хочет, чтобы его любили, хочет, чтобы его хотели любить (на тот случай, когда «хотеть не вредно»);
– сам же он любит ничто – абстракцию, man;
– от имени этого man он представительствует и в других видит представителей, а не живых людей;
– не знает сомнений и решителен-за-других;
– любит отвечать за других помимо их воли;
– этой ответственностью уходит от ответственности в невменяемость;
– не только навязчив, но и не останавливается перед изменой, ипользованием других «во имя»;
– бесстыдно честен и честолюбив;
– любит воздаяние, когда ему «отдают честь».
В первом приближении достаточно. Теперь о конкретных механизмах бытия-под-взглядом, стоящих за этой симптоматикой.
II. Психология самозванства
Вера и гордость, смех и успех или бесстыдство невменяемости
Сказать о самозванстве, что оно есть стремление выдать себя за большее, чем ты есть, столь же точно, как угодить пальцем в небо. Сказать, что самозванец пытается предстать этаким невменяемым – лишь проводником высшей воли и потому безответственным, не только не отвечающим за свои действия и последствия, но по возможности и мыслей им предшествующих не имеющим, невменяемым по всем статьям, сказать такое – лишь начать разговор, не столько очертить его предмет, сколько сделать жест в его направлении – не более. За таким приглашением к беседе должно последовать определение ее содержания. Какова природа самозванства? Из чего оно сделано? Чем питается? Во что уходит корнями? Какова его психическая ткань?
2.1. Вера и энергия заблуждения: сопричастность или представительство?
Пускай мне смерть навек закроет вежды, Не от нее спаси, но от надежды.
Хорхе Луис Борхес
Потребности как исходное противоречие: три модуса воли; Сопричастность, самоотдача и «Да будет!»; Представительство и самозванство.
Если уж начинать, то ab ovo, а если танцевать начинать, то от печки. Можно было бы, наверное, даже вытанцевать целый сюжет драмы идей, подводящий к развязке – первооснове психики человеческого поведения. Без указания на эту основу разговор о самозванстве останется более или менее удачной игрой слов, паутина осмысления и понимания не сплетется, так как не будет укреплена в реальной феноменологии сознания и поведения.