Феномен игры - стр. 2
Дионисийские мистерии были вторыми по популярности после Элевсинских. И их давайте коснемся прямо сейчас, т. к. есть большое подозрение, что из-под маски именно этого бога и идет сейчас повествование. Почему? Да потому, что наравне с Шивой – это самый восхитительный и магнетичный персонаж в истории культуры, и никто не знает о Феномене игры больше, чем этот многоликий персонаж, можете спросить у Аполлона. Ну, может только сам Шива (о котором тоже поговорим, как только будем готовы примерить на себя и этот запредельный способ видения мира).
Итак, Дионис – Бог винограда, психоделии и театральной иллюзии (т. е. искусно заверченного сюжета, действия, формы, материи, конфликта и всего клеточно-атомного буйства жизни). Его отец Зевс, будучи очень плохим психологом, дарует сыну власть над миром. Это очень сильно задевает гордость жены Зевса – Геры, ведь Дионис не её сын, а Персефоны. И вот, сжигаемая ревностью Гера уже натравливает на маленького Диониса могучих титанов, и те, заманив ребенка в пещеру, уже растерзывают его и съедают. В припадке яростного гнева Зевс испепеляет убийц, и из одного (не успевшего перевариться в желудке титана) кусочка Аполлон (по слезоречивой просьбе Зевса) возрождает мальчика.
И вот, дионисийские шествия снова чаруют чей-то взор, и главный жрец, под протяжное завывание, снова демонстрирует всем повсюду останки юного бога. Какофония, что создается музыкальными инструментами, имитирует звуки погремушек, с помощью которых титаны коварно заманили мальчика в пещеру. Плутарх повествует: «Отправляя над гробом Диониса ритуал воскрешения, жрецы соединяют его разрозненные члены, а хор колыбельной песней будит спящего. В это время тысячи вакханок со всей Греции исступленно пляшут и голосят вокруг дельфийского святилища, ликуя по случаю воскрешения бога».
Одним словом – более чем кровавый, изобилующий избыточной психоделией, дикий, экстатический и более чем алогичный культ.
И именно из этой алогичной, влажной (использующей нелинейную, неточную, женскую логику) экстатики, как считают многие, и родится Театр, как официальная лицензия на то, что будет исследоваться и пробоваться на вкус по ходу данной книги.
Но зачем, в самом начале, вы касаетесь всех этих нудных подробностей, перечисляете имена греческих богов, их мифы, водите нас по историческим памятникам?
А мне очень важно, чтобы вы представили эти величественные декорации, в которых и пройдет всё предполагаемое действие, эту дистанцию во времени, эту атмосферу, эту красную, пропитанную кровью Пифона землю, этот аромат вечно девственного Средиземного моря, эти камни, ступая по которым, ты исполняешься пьянящего трепета, и глаза твои невольно начинают истекать влагой, а мозг некой формой благости, что собственно и есть эти записи. У меня ведь есть цель, и она отнюдь не в том, чтобы вырастить в вашей голове ещё одного паразита, который на протяжении нескольких лет, питаясь соками вашей творческой секреции, плодил бы своих интеллектуальных отпрысков, трактуя реальность на все лады и интонации, замуровывая её кирпичиками тяжеловесных концептуальных определений. Как бы вам ни показалось это странным, цель моя смотрит в совершенно обратную сторону. Но не буду пугать вас с самого начала. Не гуманно это.