Размер шрифта
-
+

Феномен фиктивной философии - стр. 6


Правда, Варава имеет другую претензию к этому термину. Он считает, что философы – не любители мудрости, а самые настоящие мудрецы, поэтому якобы термин и неправильный. В некотором роде претензия имеет свои основания, если учесть, что философов, до появления самого термина, как раз и называли мудрецами. Варава, конечно, прав в том, что термин неверен. Но всё же суть того, почему неверен термин, кроется в другом. Не в первом слове, а во втором, не в любви, а в самой мудрости. Мудрость, к сожалению, не всегда несёт в себе то, чего мы от неё ждём. И хотя термин «философия» обозначает «любовь к мудрости», однако само явление философии, то есть то, что следует понимать под словом философия, имеет совсем другой смысл.

Если найти для философии (не для термина, а для самого явления) более точное определение, показывающее саму суть этого явления, то лучше всего подошёл бы термин «осмысление». Этот термин точнее и шире раскрывает суть всей философии как целостного явления, и уж явно он более истинный, чем понятие «любовь к мудрости».

По сути философия – это обобщающее название разных форм (или уровней) одного и того же глобального явления – осмысления действительности. Философия – это осмысление, поиск истины. На самом деле, в глубине души большинство из нас чаще всего так и понимают философию, как осмысление, как поиск истинного смысла того, на что направлено наше внимание. Но осознать это многим мешает дословный перевод самого термина «философия».

В принципе именно как осмысление понимают философию широкие массы и девяносто девять процентов философов. Хотя термин «осмысление» философы и философиоведы почти не используют.

Да, философия как явление, это не что иное как осмысление. Философия – это осмысление действительности, а не любовь к мудрости. Ведь что мы делаем, когда философствуем? Мы пытаемся осмыслить. Осмыслить явление, процесс, феномен, суть, бытиё. Осмыслить и понять, найти истину. Если в философии нет осмысления, то нет и самой философии.

Проблема термина в том, что «любовь к мудрости» предполагает уже существующую мудрость. Пифагор относил такую мудрость к мудрости богов. Поэтому он и говорил, что только боги настоящие мудрецы, а он всего лишь любитель мудрости – философ. Но боги давно умерли. Тем более – боги Пифагора. Остались только фантомы богов в умах религиозных невежд.

Философия же напротив, не предполагает изначальной мудрости, она являет собой процесс осмысления действительности, поиск истины. Поэтому вернее было бы назвать философию филоистикой – любовью к истине, а не к мудрости.

Страница 6