Размер шрифта
-
+

Феномен фиктивной философии - стр. 12


Во-первых, Декарт здесь показывает, что философия охватывает всё знание человечества, от его корней до плодов, так как любое знание приходит через осмысление, а осмысление – это по сути и есть философия.

Во-вторых, Декарт тоже понимает, что философия не однородна, не однозначна, что она имеет определённые уровни, которые он сравнивает с корнями, стволом, ветвями и плодами дерева.

В-третьих, замечательно это сравнение ещё и тем, что оно показывает не только разные уровни философии (осмысления), но и то, что нужный результат осмысления может дать не вся философия, а лишь научная её часть, философия как наука (плоды созревают не на корнях или стволе дерева, а на его ветвях).

В-четвёртых, из этой метафоры Декарта можно увидеть, что философия как была, так и остаётся матерью всех наук. Но опять же, не вся философия, а лишь научная её часть – филоистика, то есть самый высокий уровень философии. Фиктивная философия вряд ли на это способна.

Становится совершенно ясно, что философия не только тяготеет к науке, но и обязана быть наукой. Сегодня это понимают многие философы, хотя, к сожалению, не все. Видя стремление философии к науке, многие пытаются как-то объяснить феномен научной философии, отделить её от ненаучной, как мы уже показали. Но так как, и то, и другое называется философией, путаница происходит постоянно. Хотя у некоторых форм фиктивной философии уже давно есть свои названия, например, «метафизика», которую Декарт относит к самому нижнему уровню, к корням, и не напрасно. Или «теософия», которая философией не является в принципе, но которую часто называют «религиозной философией», что только дискредитирует научную философию.

Теперь мы предложим определённую схему понимания философии как целого явления с разными её уровнями, от бытового до научного. Как уже говорилось, всю ненаучную философию мы называем фиктивной философией.

Разделим сначала всю философию как явление на два больших раздела:

1. Научная философия, она же – филоистика, так как стремится к истине (любовь к истине). Подробнее об этом термине и его необходимости разговор будет идти в последней главе этой книги. Также можно прочитать о филоистике в книге «Научная философия как она есть».

2. Ненаучная философия, она же – фиктивная философия. Это вся та философия, которую нельзя назвать научной, или вовсе нельзя назвать философией. Фиктивна она потому, что не только не несёт истины, но нередко и уводит от неё.

Понятно, что научная философия (филоистика), как и любая наука, стремится к универсальности и непротиворечивости, поэтому представляет собой более-менее единый научный процесс осмысления действительности. Также понятно, что она научна потому, что она и есть наука и является значимой частью общей науки, то есть науки в целом.

Страница 12