Еврейское остроумие. Десять заповедей - стр. 11
– О чем тут говорить?! – засмеялся ребе. – Тому, кто хочет покаяться, помогать не надо, потому и сказано: не дают совершить тшуву, – он сам берет тшуву.
К ребе Моше из Кобрина пришел молодой человек, оставивший семью в поисках духовного совершенства. Спросил его ребе:
– Что ты у меня ищешь?
– Говорят, великое сокровище для праведника – разбитое сердце. Подскажи, как достичь этого состояния.
Вздохнул ребе и ответил:
– Иди домой, посмотри на брошенных тобой жену и детей. Или сердце твое разобьется, или нет у тебя сердца вовсе.
Ученик спросил у ребе Авраама-Йошуа Гешеля:
– А вот еще, в Талмуде сказано: «И на пороге ада злодей не покается». Как, разве он не видит, что ведут его в ад?!
– Видеть-то он видит, но, будучи уверен в себе, думает: ведут меня, разумеется, в рай.
Сказал один еврей ребе Якову-Йосефу из Полона:
– Я готов покаяться, при условии, что оставят меня страдания и болезни.
– Ах, вот как! – возмутился ребе. – Интересно, грешил ты тоже «при условии»?!
Ребе Пинхас сказал:
– Чтобы поняли вы, как относится Всевышний к грешникам, расскажу я вам притчу о царе. Было у него множество дворцов, были у него и небольшие дома в лесах и селах. Там он останавливался на ночлег, когда ездил на охоту. Когда находился он в лесу, он ужинал на грубо оструганных досках и спал на простом тюфяке, хотя за сотни километров отсюда у него были роскошные палаты.
Молитва праведника не может заменить для Всевышнего молитву грешника. Угодны ему и дворец и хижина, и одно не заменить другим, всему свое место и время.
Ученик спросил у ребе Авраама-Йошуа Гешеля:
– Сказано в Талмуде: «Ничто не устоит перед желанием». Ну разве это действительно так? Разве все желания можно осуществить?
Ребе задумался и сказал:
– Слова эти надо понимать так: не все ты сможешь сделать, но желать ты свободен. И когда все мы предстанем перед последним Судьей, пройдя жизненный путь, Он не спросит с нас строго за то, что не сделали, но за то, что не хотели сделать, не хотели достичь, не хотели изменить, – за это ответим по всей строгости – и не будет нам оправдания. Ведь желанию нет препятствий.
Сказал молодой хасид ребе Лейбу из Ковеля:
– Посмотрел я на этот мир, какой ужас!
Ответил ребе:
– А кто сказал тебе, что ты видел мир, может быть, ты видел твое отражение в нем?
Отдельная статья – взаимоотношения евреев с Богом. Не сказать, чтоб они были такие уж добрососедские, вспомните историю Иова, да и Аврааму он немало нервов испортил, даже к такой значительной фигуре, как Моисей, проявил строгость. Тем не менее евреи свято уверены в том, что они избранный народ, любимы Всевышним (ну в конце концов, есть ведь поговорка: «Кого люблю, того и наказываю»), и поэтому обращаются к нему по любому поводу, не стесняясь обременять его просьбами и жалобами.