Размер шрифта
-
+

Еврейская мудрость всех времен - стр. 9

– Тот ли ты Гиллель, которого величают князем израильским?

– Да.

– Пусть же не будет много тебе подобных в Израиле!

– Почему, сын мой?

– Потому что из-за тебя я потерял четыреста зуз – мне не удалось тебя рассердить.

– Будь же впредь осмотрительней. Ты не раз четыреста зуз потеряешь, а рассердить Гиллеля тебе не удастся.

Талмуд

Талмуд с иврита означает «обучение», это слово емко описывает суть томов Талмуда – свода правовых и религиозно-этических положений иудаизма, передаваемых в виде устной Торы из поколения в поколение. Также в Талмуд вошли диалоги мудрецов, живших в период Второго храма и несколько столетий после его разрушения.

* * *

Однажды дочь римского императора увидела рабби Йегошуа бен Ханания и сказала с усмешкой:

– Такая большая мудрость – и в такой безобразной оболочке!

– В каких сосудах твой отец держит вино? – спросил ее рабби в ответ.

– В глиняных, – сказала она.

– Император держит вино в глиняных сосудах, как простой человек? – удивился рабби.

– В каких же сосудах должен держать вино император? – спросила девушка.

– Вы, как люди важные, должны держать вино только в золотых и серебряных сосудах! – сказал рабби.

Она побежала и передала это отцу. Вино перелили в золотые и серебряные сосуды, и оно прокисло.

Позвал император свою дочь и спросил:

– Кто дал тебе такой совет?

– Йегошуа бен Ханания, – ответила дочь.

– Зачем ты так сказал? – спросил император у рабби.

– Я лишь показал, что оболочка – не главное.

* * *

Когда человек хотел сделать доброе дело, но что-то ему помешало, Всевышний засчитывает ему это дело как совершенное. Когда же человек хотел совершить злое дело, и ему что-то помешало, Всевышний не засчитывает это дело ему, ибо сказано: «Если бы несправедливость взрастил я в сердце своем, не услышал бы меня Господь».

* * *

Первый Храм был разрушен, потому что при нем совершалось идолопоклонство, кровосмешение и убийство. Но тогда почему был разрушен второй Храм, при котором все изучали Тору исполняли заповеди и совершали добрые дела? Потому что люди грешили ненавистью друг к другу.

* * *

Школы Шаммая и Гиллеля спорили полтора года. Одни говорили: лучше бы человеку не быть сотворенным, другие: хорошо человеку, что он сотворен. Решили голосованием, что лучше бы человеку не быть сотворенным. Но поскольку его все же сотворили, то он должен задуматься о своих делах.

* * *

Есть шесть дел, которые не только радуют человека своими плодами в этом мире, но и составляют его заслугу перед будущим миром: оказывать гостеприимство, навещать больных, сосредоточенно молиться, заблаговременно приходить в дом учения, обучать детей законам Торы и проявлять снисходительность к ближнему.

Страница 9