Еврейская мудрость всех времен - стр. 18
– Пусть услышат твои уши то, что произносят твои уста! – сказала дочь рабби Гамлиэля. – Не это ли самое сделал Всевышний, да будет Он благословен. Он забрал у Адама всего одно ребро, а взамен дал женщину, которая будет всегда служить ему.
Зеркальная комната
Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал.
Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась.
Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов.
Утром ее нашли мертвой.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала.
Мораль: мир – большое зеркало, которое отражает твой внутренний мир и возвращает тебе твое отношение к жизни. Хочешь, чтобы тебя окружали теплые и светлые люди и события, – сам стань теплым и светлым. Улыбнись – и весь мир вокруг улыбнется тебе в ответ!
Бенедикт Спиноза
1632–1677
Спиноза получил религиозное образование и усвоил все мудрости талмуда. Изучив ортодоксальные учения, Спиноза захотел большего и как раз тогда познакомился с философией Декарта, став его последователем, за что был изгнан из еврейской общины. Спиноза жил как отшельник, на малые средства, стараясь ни чем не ограничивать свободу своих мыслей и творчества. Главными работами Спинозы являются его знаменитая «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума» и «Богословско-политический трактат».
Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога.
Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.