Размер шрифта
-
+

Еврейская мудрость всех времен - стр. 15

* * *

Труслив и тот, кто не хочет умереть, когда нужно, и тот, кто хочет умереть, когда не нужно.

* * *

Масса же простонародья шумела потому, что по природе своей находит удовольствие в ругательствах по адресу правящих классов и готова согласиться с любым мнением, с которым к ней обращаются.

Моисей Маймонид

(1138–1204 г. г)

Моисей Маймонид известен также как Моисей Египетский. Маймонид занимал очень важную позицию в египетской еврейской общине. Им были написаны множество работ, в том числе: «Эпистола о вынужденном отступничестве». В 1185 г. он был назначен одним из личных врачей ал-Фадила, фактического правителя Египта. В это время он написал свои самые важные работы, такие как «Наставник колеблющихся» и «Йеменское послание». В каждой из своих работ он откликался на проблемы общества, а его высказывания находят отклик нашему времени.

* * *

Первое, что должен знать человек, это то, что есть Существо – Наставник всего сущего, Тот, кто создал все на свете, когда захотел. Он поддерживает бытие, пока желает этого и обладает полной властью над ним. Это Существо – Бог.

* * *

Невежда считает, что весь мир создан только ради него. Когда же вдруг с ним случается нечто противоположное его ожиданиям, он приходит к заключению, будто весь этот мир преисполнен зла.

* * *

Истина – в середине.

* * *

Никто не обеднеет, подавая милостыню.

* * *

Самый благословенный и желанный дар совершается тогда, когда даритель остается безымянным.

* * *

Всякий человек, качества которого находятся посередине между крайностями, называется мудрым. А тот, кто наиболее строго к себе относится, и слегка отклоняется от середины в ту или иную сторону, называется хасидом – благочестивым. Каким образом? Тот, кто отдалится от высокомерия до противоположности и будет наиболее смиренным, называется благочестивым, и это свойство благочестия. А если человек отдалился лишь до середины и стал скромным, он называется мудрым, и это свойство мудрости. И подобно этому, все другие качества. И благочестивые древности намеренно отклоняли свои качества от среднего пути в ту или иную сторону – одни качества склоняли назад, а другие – вперед, чтобы выполнять больше, чем от них требует Закон.

* * *

Необходимо прежде всего сознавать, что никому не дано понять истинную сущность Бога. У него нет аналогии ни с чем, существующим среди созданных вещей, ни с какой-либо идеей, которую может представить воображение или понять разум. Нет таких слов или описаний, которые действительно подходят и могут быть использованы для описания Бога.

* * *

Предотвращай милостыню, не допуская нищеты; помогай обедневшему соседу, дав ему подарок или деньги, научив его торговать или вручив ему ремесло, чтобы он мог честно заработать себе на жизнь и не был вынужден протягивать руку за подаянием. Это высочайшая ступень золотой лестницы добродетели.

Страница 15