Евангельский закон - стр. 5
В целом можно сказать, что жизнь еврейского народа была полностью регламентирована заповедями и повелениями Божиими, но в этом был особый промыслительный замысел. Причиной такого подробного законодательства было постоянное отпадение народа избранного в языческие культы, что приводило к трагическим последствиям. Именно поэтому Господь Бог постоянно раскрывал перед евреями Свой закон. Таким образом, ветхозаветный закон был своего рода удерживающим, т. е. направленным на постоянный контроль и духовное воспитание народа избранного. Это было необходимо для того, чтобы еврейский народ сохранил чистоту своей религии и предуготовил приход Мессии. Протоиерей Николай Малиновский поясняет это так: «Под чудным водительством премудрости Божией иудейский народ исполнил возложенное на него служение: быть хранителем истинного богопочтения и обетований о Мессии»[5]. Пришедший на его смену закон Нового Завета (евангельский закон) Господа Иисуса Христа привнес с собой определенную новизну во взаимоотношения Бога и человека.
Недостаточность ветхозаветного нравственного Закона
Несмотря на то, что древний еврейский народ получил от Бога закон, однако, этот закон не являлся еще достаточным. При всей своей обширности и структурности Ветхий закон имел определенные несовершенства. Однако не стоит воспринимать эти несовершенства, как невозможность для Бога заключить идеальный завет с человечеством. Просто на тот исторический момент данный закон являлся наиболее оптимальным, с учетом духовно-нравственного состояния народа избранного. Закон Божий ветхозаветного периода, дарованный древним евреям, нес в себе определенную смысловую нагрузку. Также ветхозаветный закон обладал определенной характеристикой и был необходим для того, чтобы с его выполнением достигались определенные задачи в духовно-нравственном воспитании народа избранного. Ветхо заветный закон включал в себя следующие основные задачи.
1) Культовая – в этом аспекте ветхозаветный закон был призван выработать в древнееврейском народе традицию богослужения, включавшую в себя жертвоприношения, совершение служб, празднование священных дней и т. д. Это способствовало усилению благоговейного отношения народа избранного к Своему Богу. Богослужебный культ, в этом отношении, становился опорой во всей религиозной жизни евреев.
2) Воспитательная – данная задача закона заключалась в необходимости выработать в народе избранном уважительное отношение к тому духовно-нравственному образу жизни, который устанавливался Господом Богом от начала творения мира. Это было связано с тем, что после грехопадения первых людей в раю, последующие поколения людей во многом утратили необходимые духовно-нравственные установки человеческого бытия. Было утрачено чувство уважения к Богу и ближнему, чувство преданности, чистоты жизни и т. д. Все это привело к тому, что со временем древние евреи практически перестали отличаться от языческих народов в деле своей духовно-нравственной и религиозной жизни. Именно в этом отношении ветхозаветный закон был призван решить воспитательную задачу.