(Быт. 15: 5). Далее Господь раскрывает весь смысл Своего завета с праведным Авраамом:
Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов… Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами (Быт. 17: 4–11). Этими словами Господь Бог окончательно установил нормы Своего взаимоотношения с народом избранным (в лице Авраама). Протоиерей Николай Малиновский, поясняя важность избранности еврейского народа, пишет следующее: «Главнейшими воспитательными средствами к выполнению этим народом своего назначения были: 1) дарованное этому народу божественное откровение…; 2) прообразы о Нем (Мессии – С. М.)…; 3) закон, нравственный и гражданский…»
[4]. Установленный завет (а, следовательно, и закон) стал главным принципом жизни еврейского народа, вплоть до событий, связанных с пророком Моисеем. События же, связанные с жизнью пророка Моисея, являются следующим крупным этапом в деле формирования Ветхого Завета с народом избранным.
Моисей, будучи избранным Самим Богом для руководства народом Израиля, на протяжении всей своей жизни исполнял повеления Бога. Именно через Моисея Господь Бог даровал Своему народу те заповеди, которые стали краеугольным камнем всего ветхозаветного закона. Эти заповеди вошли в историю под названием Синайского законодательства, так как были дарованы еврейскому народу на горе Синай. Заповеди были высечены на двух каменных плитах (скрижалях) и получили название скрижалей Завета. Священное Писание говорит нам об этом следующее: И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим (Исх. 31: 18). В этих десяти заповедях было сконцентрировано все законодательство, которое устанавливало отношения людей к Богу и друг к другу. Важно отметить, что впоследствии (начиная с Синайского законодательства) ветхозаветный закон продолжал расширяться, но основой его оставались десять заповедей.