Этническая история регионов Украины - стр. 62
Одной из причин подписания с Польшей «вечного мира» в 1686 году было присоединение России к антитурецкой коалиции. Правда, новая русско-турецкая война, главными событиями которой стали два крымских похода (1687 и 1689 годов) и две азовские осады (1695 и 1696 годов), велась за пределами Малороссии, так что для Гетманщины наступил мирный период. Как раз это время совпало с гетманством Ивана Мазепы.
Относительно мирная жизнь способствовала росту Киева. Ряд полковых городов также стали превращаться из чисто военных укреплений с гарнизонами в благоустроенные города. В конце XVII – начале XVIII веков начинается новый всплеск строительства каменных церквей. Строились они в основном на деньги богатых казаков. При этом строители каменных храмов во многом ориентировались на образцы деревянного зодчества. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться – «казацкое барокко». Позднее историки под влиянием политической конъюнктуры стали называть этот стиль украинским барокко.
В школьном образовании Гетманщина также достигла немалых успехов. Путешественник Павел Алеппский, проезжая в Москву через Гетманщину в середине XVII века, писал, что «все умеют читать, даже сироты». На Левобережье в конце XVII века действовали школы при полках – Нежинском, Черниговском, Полтавском, Переяславском, Лубенском, Прилуцком, Миргородском.
Статус Гетманщины определить сложно. Украинские историки однозначно считают ее национальным украинским государством, находящимся в договорных отношениях с Московским царством. Но вообще на Переяславской раде и других сходках казачества никаких договоров не подписывалось. Гетманщина была особой административной единицей России. В разные эпохи в пределах России существовали Касимовское царство, были (вплоть до XIX века) «владетельные князья», сохраняющие свои феодальные владения. Смысл таких образований заключался в мягкой постепенной инкорпорации местных элит в состав единого Российского государства. В советскую эпоху большевики также создавали «красную Бессарабию» на левом берегу Днестра, «красную Финляндию» в виде Карело-Финской советской республики. Так что и Гетманщину рассматривали в Москве как такое же временное образование. Гетманщина была автономией не национальной, а военно-сословной. Особые права Гетманщины проистекали из пограничного стратегического положения. После того как Гетманщина по мере расширения Российской империи оказалась внутренней территорией страны, участь автономии была решена.