Размер шрифта
-
+

Этническая история регионов Украины - стр. 55

В 1620 году благодаря казакам и православным братствам иерусалимский патриарх восстановил православную иерархию, назначив митрополитом Киевским Иова Борецкого, который ранее был руководителем православной братской школы. Кстати, Борецкий был уроженцем Галичины. Постепенно почти все униатские приходы и церкви начали возвращаться к православию. В 1633 году польское правительство вынуждено было признать православие. Униатство не исчезло, при этом за пределами Киевщины в условиях сильных позиций латинского католического духовенства многие православные предпочитали формально признать унию, сохранив православную обрядность.

Выдающуюся роль в возрождении православия во всей Западной Руси сыграл митрополит Петр Могила, занимавший свой пост в 1632–1647 годах). Выходец из семьи молдавских князей, новый митрополит благодаря своей энергии и организаторским способностям вернул православной церкви прежнее видное место. Понимая значение науки, Могила превратил возникшую ранее Киевскую братскую школу в Академию – высшее учебное заведение университетского типа. В 1643 году митрополит Петр Могила напечатал текст молебна с поминанием небесных заступников – «в Малой Руси просиявших». Таким образом, католический и униатский натиск был отбит. Это, впрочем, не обещало спокойствия в будущем. Взаимоотношения между православным русинским большинством и католическо-униатским господствующим меньшинством обострялись все больше.

Весь этот клубок противоречий рано или поздно должен был закончиться взрывом.

Хмельниччина и воссоединение с Россией Киева и Днепровского Левобережья

Грандиозное народное движение, связанное с именем Богдана Хмельницкого, или Хмельниччина, стало по существу настоящей революцией, одной из самых грандиозных в XVII столетии. Это была и социальная революция против крепостничества и помещичьего произвола. Одновременно это было и национально-освободительное движение против иноземного господства. Это было также и религиозное движение в защиту угнетаемого православия. Хмельниччина была и движением казачьей старшины за присвоение прав и привилегий наподобие шляхетских. Наконец, восстанием Хмельницкого в своих интересах пользовались и все соседи Речи Посполитой – и Русское царство, и Швеция, и Османская империя. Названные обстоятельств и привели к крайней запутанности и противоречивости самого движения. Результатом было страшное разорение и запустение Малороссии, ее разделение по Днепру. Но вместе с тем нельзя не признать, что на полтора века на левом берегу Днепра исчезло крепостное право и сложилась достаточно демократическая система управления. В этом смысле революция Хмельницкого могла считаться первой в истории революцией, которая закончилась победой социальных низов. Через полтора века по просьбам украинской старш

Страница 55