Размер шрифта
-
+

Этническая история регионов Украины - стр. 57

погибли или навсегда покинули край[41].

Особенную ярость у восставших вызывали униатские священники, с которыми расправлялись самым диким образом. Если поляка или еврея казаки могли оставить в живых, чтобы получить выкуп, то пленного униата ждала только смерть.

Так самыми грубыми и жестокими методами крестьяне и казаки расправились с иноземными эксплуататорами. Народная песня 1648 года пела о счастье:

Нема краще як у нас на Украине
Нема ляха, нема пана, нема жида
Нема ни проклятой унии…

После ряда сражений, временных перемирий с Польшей, постоянно нарушавшегося союза с крымским ханом Хмельницкий убедился, что в одиночку победы не добиться. С самого начала восстания он обращался с просьбами о помощи к русскому царю, однако в Москве резонно считали, что Россия не готова к большой войне. Но в конце 1653 года, когда угроза поражения Хмельницкого стала реальной, Земский собор в Москве принял решении о взятии Малой Руси «под высокую государеву руку». 8 января (18 января по новому стилю) 1654 года на Раде (общей сходке казачества) в Переяславе казаки 14 полков присягнули в верности русскому царю. Это событие считается датой воссоединения Украины с Россией (хотя самого слова «Украина» не было ни в одном из документов соглашения). Всего присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины, дети и крепостные, а также все лица не православного вероисповедания к присяге не приводились). Православное духовенство также не присягало, пока не получило одобрения от Константинопольского патриарха.

Самым же главным было то, что Малороссия получила широкое самоуправление. Казачья старшина выбирала из своей среды пожизненного гетмана. Число реестровых казаков (теперь на царской службе) было доведено до 60 тыс. человек. Города сохранили самоуправление. Все налоговые поступления оставались в Малороссии.

Не менее важными были изменения в социальной сфере. Было ликвидировано крупное и среднее светское землевладение, фольварочно-барщинная система хозяйствования. Наконец, фактически исчезло крепостничество – местные крестьяне «показачились». Разумеется, никаких официальных указов о ликвидации крепостного права никто не издавал. Для тех времен личная зависимость человека от другого была чем-то само собой разумеющимся. Но по факту крепостничество исчезло, и это был удивительный пример победоносной социальной революции. Зато формировалась казацкая, крестьянская, а также государственная собственность на землю. В условиях долгой войны казачья старшина старалась удержать земледельцев на земле. Польская магнатерия (магнатство) и шляхетство были ликвидированы как класс. Их земельные владения были большей частью присвоены казачьей старшиной, частично достались крестьянам. Также исчезло католическое духовенство. Количество евреев резко сократилось, хотя многие из них, притворно принимая православие, остались на месте.

Страница 57