Размер шрифта
-
+

Этническая история регионов Украины - стр. 40

Вконец опустошенный Киев в 1299 году оставил и митрополит Максим, причем летописцы прямо писали, что духовный владыка уехал от безденежья. Митрополит не только сам уехал, но и увез с собой книги, ученых монахов, переписчиков, знатоков истории. Митрополиты всея Руси, живя во Владимире, а затем в Москве, по-прежнему именовали себя митрополитами Киевскими вплоть до 1461 года.

Киевская земля пережила страшную демографическую катастрофу. Вероятно, убыль населения на плодородных лесостепных открытых пространствах была более значительна, чем в Залесской (Великой) Руси. Спасаясь от татар, многие жители Поднепровья уходили на север, в лесные княжества. Население Киевской земли не только бежало, но и уносило с собой древнерусскую культуру. Недаром былины «киевского цикла» совершенно исчезли в самом Киеве, но были записаны исследователями уже в XIX веке в полосе от Москвы до Архангельска. Уходили не только простые люди. Так, в 1300 году на Москву из Киева ушел некий знатный боярин Родион Несторович, уведший с собой свой двор в количестве 1700 человек. Его сын – Иван Родионович по прозвищу Квашня – стал родоначальником известной фамилии Квашниных.

Многие города Среднего Поднепровья несколько веков представляли из себя заброшенные городища, лишенные населения. Так, Вышгород, северный форпост Киева, один из древнейших городов Руси, упомянутый еще в сочинении Константина Порфирородного в середине X века, после 1240 года вообще не существовал как населенный пункт вплоть до XVI века. Причем возродился в качестве бедной маленькой деревеньки. Овруч, некогда важный ремесленный город Киевской земли, имевший собственных князей, после татарского нашествия сохранился как деревня.

Но Киев все же сохранился как город. Слишком великое прошлое было у него, он оставался религиозным центром с многочисленными почитаемыми на Руси святынями, да и географическое положение не давало окончательно угаснуть городу. Постепенно, примерно в 1274 году, возродилась Киево-Печерская Лавра, был восстановлен Софийский собор, в котором в 1280-х годах уже вновь совершались службы и рукоположения духовенства. На поклон к киевским святыням стали вновь прибывать паломники со всей Руси. Вслед за возрождением религиозной жизни начал развиваться Киев и как хозяйственный, культурный и политический центр. Правда, число жителей в Киеве не превышало 3 тыс. человек, целые районы города (например, Гора, откуда, собственно, Киев и начинался) стояли ненаселенными. Некоторые территории древнего Киева – Копырев конец, Щекавица, Дорогожичи – вплоть до XVI века вовсе не имели жителей и использовались как сельхозугодий. Десятинная церковь, первая каменная церковь на Руси, построенная в 989–996 годах и рухнувшая во время взятия Батыем Киева, лежала в развалинах четыре века, вплоть до 1630-х годов.

Страница 40