Этническая история регионов Украины - стр. 42
Киевское княжество в XIV веке занимало довольно большую территорию. Оно значительно превзошло территорию Киевского княжества XII века, располагаясь на обоих берегах Днепра. Киевское княжество теперь занимало все земли прежнего Переяславского княжества, а также некоторых земель Черниговского княжества. В дальнейшем владения киевских князей пополнились южными степными пространствами, ранее находившимися под властью Орды.
Летописи называют в числе киевских «пригородков», признавших в 1324 году вслед за Киевом власть Гедемина, такие города, как Черкассы, Канев, Путивль, Снепород и Переяславль-Русский. «Список русских городов дальних и ближних», датированный 1396 годом в рубрике «А се Киевьскыи гроди», дает 71 наименование укрепленных населенных пунктов. Помимо самого Киева, к киевским городам относились Житомир, Вручий, Туров, Могилев, Брянск, Трубчевск, Курск, Чернигов, Новгород-Северский, Рыльск, Путивль, Корсунь, Переяслав. Из них 35 городов указаны по берегам рек Сулы, Пела и Ворсклы, вплоть до их верховьев[31]. Из этого следует, что к концу XIV века значительная часть днепровского левобережья уже была присоединена к Киевскому княжеству.
Одной из главных причин твердости власти Владимира и его потомков в Киеве было то, что князья Ольгердовичи выступали не в роли завоевателей, а как защитники местных законов и обычаев. Они гарантировали монопольное право местного боярства «держать» в ней волости и занимать административные должности («уряды»): «А волости Киевские Кияном держати, а иному никому. А городки Киевские в нашей воли: Кияном будем давати, кому ся будет годити. А Киянина, как и Литвина, во чти держати и во всех врядех ни в чом не понизити». Древнейшими также являются статьи, подтверждающие права феодалов Киевской земли на их земельную собственность и иммунитет: «В церковные люди, в князские и в панские и в боярский, и в земли и во вси приходы не вступатися, а без права нам людей не казнити, а ни губити, а именей не отнимати»[32].
В 1385 году Великое княжество Литовское и Польское королевство заключили унию (государственный союз). Одним из требований этой унии было крещение Литвы по католическому обряду. В следующем году литовские (жмудинские) язычники были крещены. Попытка же распространить католичество на православных натолкнулась на всеобщее неприятие русского населения. Впрочем, католический орден доминиканцев в 1387 году прибыл в Киев и начал пропаганду католицизма, которая, впрочем, целое столетие не имела никакого успеха. В 1412 году в Киеве появился католический епископ. Хотя в Киеве и всей киевской земле католиков было совсем немного и почти все они вовсе не были местными уроженцами, католическая церковь, понимая значение Киева для православия, упорно пыталась вести на Днепре свою деятельность. В Ватикане понимали, что без окатоличивания Киева невозможно распространение католицизма на Руси.