Эрон - стр. 139
Глупо, но точно сказала в сердцах Хахина: «Да разве такое в Советском Союзе возможно?
2. Нóра
Наступила жаркая грозовая весна, и одна за другой прокатились над Москвой свежие грозы. Сначала огненно-багровые валы, водовороты лиловых пучин, ливни и шагающая сквозь воду сухая паутина молний, а после – свежая липкая зелень и холодные массы озона повернули Надин к жизни. Почуяв воскресение чувств, она вдруг купила складной дамский велосипед. Ее протест приобрел новую форму. Это было прекрасное легкое сверкающее создание на мягких шинах с уютным пахучим кожаным седлом, с изящным певучим звонком, с жирно-масляной цепью, упругими гуттаперчевыми ручками. На велосипед было больно смотреть, так он сверкал на солнце. И главное, от него веяло свободой. Ранним-ранним утром она успевала до проклятой работы сделать несколько кругов вокруг соседней школы, покружить, выделывая вензеля, вокруг баскетбольных щитов пустой спортплощадки. Вечером сил на велосипед уже не было. А самый кайф выходил в воскресенье, когда можно было гнать по автостраде, чувствуя ветер скорости.
Роман с велосипедом совпал с тем, что рыжая гадина Мясина подписала Наде заявление на отпуск, несмотря на то, что отпуск Навратиловой был положен только через 11 месяцев после трудоустройства, то есть шестого сентября, а она – бац – отпустила сейчас, в июле. Это был чистый жест самодурки, и только. Сначала Надя хотела поехать домой – соскучилась по матери и Любке, но дом был поставлен на капремонт, мать с сестрой жили в общежитии – эти обстоятельства были свыше ее сил, засобиралась было на юг, но почувствовала, что для такого рывка душевной энергии явно недостаточно. Кроме того, ей не хотелось расставаться с велосипедом, и Надин взяла бросовую путевку в третьеразрядный подмосковный пансионат. Туда можно было прикатить на своих колесах.
Маленький красный рюкзачок за спиной, там пара бутербродов, бутылка «Пепси-колы», все та же зачитанная книжка Франсуазы Саган. Мыло, паста, зубная щетка, нижнее белье.
Белые гольфы до колен, шорты, выгоревшая футболка с белой цифрой «6».
Пансионат размещался в бывшей дворянской усадьбе. Это была богадельня, где Надя разом оказалась самой молодой обитательницей. Быт был так же мерзок, как и в общаге, но она была свободна, а вокруг раскинулись очаровательные окрестности. В пансионате она только завтракала, а затем уезжала на весь день крутить педали. И возвращалась только к ужину.
Велосипед, как и зонтик, – самые идеальные ручные машины человека.
Маршрут ее одиночества был один и тот же: сначала она катила велосипед по узкой тропе среди кустов цветущего шиповника и дикой вьющейся розы в сторону водоохранного канала, затем – уже на колесах – по асфальтовой дорожке вдоль открытой в бетонном ложе воды; здесь она обязательно вспугивала зимородков, которые караулили у воды юркие серебристые рыбьи струйки, затем она одним махом пролетала через территорию легочного санатория по тенистой липовой аллее, оттуда через милый мостик выезжала на грунтовую дорогу, бегущую по дикому прекрасному лугу, который огибал огромный заброшенный гравийный карьер; луг был каменист, но полон пестрой мелкой красоты луговых цветов: пены белой кашки, меланхолии колокольчиков, желтизны мышиного горошка, курчавых прелестей глазастого бессмертника; здесь пейзаж распахивался на все четыре стороны света, виднелись вдали парные башни градирен, сверкали на пологих холмах исполинские сферы радаров – тут проходило одно из концентрических колец противоракетной обороны Москвы; дорога выводила ее на прекрасное новенькое шоссе, где ее часто – в 10 часов – обгоняла одна и та же ярко-желтая иностранная машина с легко запоминающимся номером «К 6565», с плаксивой собачьей мордой на заднем сиденье, с ракетками для большого тенниса и – тоже! – складным велосипедом. О, из машины за ней следили серые цепкие глаза красивой женщины за рулем; каждый раз при встрече в них мелькала тень размышления – упрямая амазонка верхом на сверкающем пауке напоминала слитностью страсти какое-то стихотворение… Валери? Сен-Жон Перс? Здесь, на шоссе, можно было приналечь на педали, нагнуться к низкому рулю, выжимая скорость. Промчавшись по шоссе до поворота, Надя сворачивала под прямым углом влево и начинала спускаться, вылезая из седла, по крутому склону вниз, к тенистой долинке, по дну которой вилась цепочка живописных прудов, сшитых живой ниткой глубокой канавки. Кеды начинают прилипать к влажной торфяной земле. Индустриальный пейзаж скрывается из глаз, над головой встает мерцающее облачко стрекоз, его можно заметить лишь краешком глаз – вот оно дрожит и переливается стеклянистым муаром трепета. Прощай, грусть! Надя снова седлает велосипед и медленно катит по своему же вчерашнему следу дальше, в сторону розового солнца; канавка кишит головастиками. В низеньких чащах водяных ирисов, гусиного лука, осоки и страстоцвета привольно мелькать сухими тельцами Божьей мелюзге. Из пруда в пруд вода перетекает крохотными водопадами голубизны. Над душистыми камнеломками, заячьей капустой и тимьяном круглится рабочий гул диких пчел и шмелей, струнное жужжание мух, пугливый взблеск изумрудных брюшек. От живописной воды по изумительной красоты каменистому склону холма Надя выезжает прямо в пшеничное поле, которое тянется до самого сизого леса; здесь над ней нависает неясное чувство опаски, и все же она успевает, нажимая на педали, любоваться брызгами и фигурной резьбой васильков, робко синеющих в частоколе хлебных стеблей. Тропка так узка, что спицы секут головки косых колосьев. Поле заканчивается внезапным обрывом над крохотной речушкой с высокими берегами из красного песчаника, в которых чернеют норки береговых ласточек; здесь тропинка ведет к навесному короткому мостику на тросах, который пьяно и мило качается, когда Надя проходит его пешком, осторожно поддерживая велосипед. А вот и лес! Он опоясан колючей проволокой, а через каждые сто метров краснеют грозные щиты с надписью «Стой! Закрытая зона. Стреляем без предупреждения». Но Надя уверена – ехать можно: слишком уж расхристанный вид у щитов, буквы давно смыты дождями, часть щитов упала, колючая проволока на бетонных столбах отвисла, в глубь леса идет неширокая бетонная дорожка. Надя катит по ней среди порхающего пения невидимых птиц и легких колонн сосны; вот бетонная лента начинает плавно спускаться вниз, запахи разогретой солнцем смолы откосами света парят в партерах лесной колоннады, фиоритуры пеночек – рябь ветра на голубой воде белоснежных небес; велосипед летит со скоростью лесной птицы; а вот и цель! – заветное озеро, углы которого задернуты парчовой тканью тяжелой тины, отражения которого окружены тихими опахалами папоротника и лезвиями камыша. На берегу видны остатки солдатской купальни – разбитый деревянный причал, с которого в воду ныряет ржавая железная лесенка. Там Надя уложит велосипед на согретые доски, расстелет махровое полотенце, снимет кеды и гольфы, сбросит шорты, через голову стянет потную майку… вот ее разгоряченное тело открыто бессонному взору читателя: лепной торс натурщицы с маленькой грудью наяды, узкий звериный пах, охваченный светлым дымком волос, всосанный в живот лунный пупок; от возбуждения собственной наготой тело раскрывает лонную раковину и обнажает тайны гермафродита – маленький острый пенис мальчика-сатира, восставший из трещины на белокуром плоду соблазна, зреющем между ног. Надин ныряет в темную теплую воду и плывет на середину озера, освещенного отвесно стоящим солнцем. Возбуждение гаснет, раковина прячет в створках мускул моллюска. Голое плечо расталкивает листья кувшинок, ноги касаются стеблей стрелолиста в толще воды. На ее лице сверкают зеркальные очки – она снимет их только в сумерки, перед ужином.