Эпоха Юстиниана. История в лицах - стр. 7
Но император Юстин I отнёсся к связи Юстиниана и Феодоры более снисходительно, чем отрицательно. Да и к тому же супруга самого Юстина была довольно низкого происхождения. Поэтому император немного изменил закон, разрешив актрисам выходить замуж за знатных людей, если те изменили свой образ жизни. А немногим позже кодекс Юстиниана разрешил (возможно, под влиянием Феодоры) дочерям, рождённым от актрис, ходатайствовать перед императором о законном освобождении их от репутации матерей.
Таким образом, бракосочетание Юстиниана и Феодоры прошло в храме Премудрости Божией, а также Феодора была возвышена до сана патрикии (то есть вошла в правящее сословие). А также она была коронована как императрица, и после смерти Юстина I супруги разделили власть.
Внешность и характер
«Редко о ком из исторических лиц так трудно судить, как об Юстиниане. О нём можно одновременно сказать много хорошего и много худого, причём для оправдания как худого, так и хорошего все доказательства умножаются», – как правильно заметил французский историк-византинист Шарль Диль. И всё же было бы абсурдом в рассказе об императоре Юстиниане не упомянуть об его характере.
Но начнём мы, пожалуй, с описания его внешности. Самое известное изображение императора сохранилось в базилике Сан-Витале (церкви Святого Виталия, лат. Basilica Ss. Vitalis, Valeriae, Gervasii et Protasii). На боковых стенах алтарной апсиды, на нижнем уровне, расположены два мозаичных портрета. На одном из них изображён сам император Юстиниан. Его голова увенчана императорской короной – диадемой, украшенной драгоценными камнями, а также окружена нимбом, как обычно и изображают святых (впоследствии Юстиниан будет посвящён в лики святых, день памяти – 14 ноября).
Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале. Равенна
Итак, мозаичный портрет императора вполне совпадает с описанием его внешности современниками, среди которых и Прокопий Кесарийский (500—565 гг.). Вот что сообщает нам историк: «Был он не велик и не слишком мал, но среднего роста, не худой, но слегка полноватый; лицо у него было округлое и не лишённое красоты, ибо и после двухдневного поста на нём играл румянец». В принципе, это описание полностью совпадает с мозаичным изображением. Другой современник императора, Иоанн Малала (491—578 гг.) представляет нам более подробное описание внешности Юстиниана: у императора был прямой нос, светлое лицо, вьющиеся волосы с начинающейся плешивостью.
Существует ещё один мозаичный портрет императора Юстиниана, он находится в равеннской базилике Святого Аполлинария (Сант-Аполлинаре-Нуово, итал. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo). Этот портрет был создан несколькими годами позже (в Сан-Витале – в 547 году). Шарль Диль предполагает, что разница между ними в 10 лет. На этом портрете мы видим изрядно растолстевшего, с обвисшим подбородком, императора. Таков был старый Юстиниан.