Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 9
к тому же ось симметрии усилили симметричные в углах печи.
После возвращения зала в главную парадную цепочку на его месте со стороны дворового фасада немедленно появились жилые комнаты, число которых под воздействием commodité постоянно увеличивалось. Вместе с ними здесь появляется коридор (ил. 9).
Ил. 9. Жилые комнаты с коридором во 2 этаже.
План среднего этажа в доме Козицкой на Тверской. Начало строительства 1791 г.
Устройство жилых комнат по соседству с парадными оказалось весьма перспективным. Поскольку жилые комнаты меньше и ниже парадных (см. далее), над жилым блоком стали размещать дополнительные жилые помещения с небольшими окнами, обращенными на дворовый фасад. В России этот дополнительный невысокий жилой этаж получил название «антресоли». Лестницу, ведущую в антресоли, сооружали в коридоре, разделяющем парадные и жилые комнаты. Как в Италии и во Франции, русские антресоли вписаны в объем дома, но на Западе – это помещения между разновысоким главным и жилым этажами, в то время как в России – это дополнительный этаж над жилыми комнатами, расположенными в главном этаже. Русские антресоли оказываются отлично изолированными, в них рекомендовалось размещать «детские».
Все внутреннее пространство дома организовано крайне рационально. Емкий, трансформируемый богатый русский дом позволяет проводить в нем парадные церемонии, удобно разместить семью, приживалов, гостей, сдавать комнаты в наем. Несколько лестниц (парадная, на антресоли, служебные, в том числе связанная с «черным ходом», лестница на хоры для музыкантов) исключают непредвиденные пересечения хозяев, гостей и слуг.
Правильное, подчиняющееся законам классицизма внутреннее пространство предполагало пропорциональные соотношения в нем ширины, длины, высоты. При проектировании дома большие мастера полагались на свою художественную интуицию и опыт. Вместе с тем вырабатываются образцы всех допустимых параметров помещений. В частности, в развитом периоде классицизма в русских руководствах по устройству интерьеров наиболее «приличными» считались соотношения ширины и длины как «1 : 1; 1 : 2; 2 : 3…; в больших же залах как 1 : 3». Предусматривались соотношения ширины, длины и высоты: «Если широта покоя = 1, а долгота = 1 1/4, то высоте … быть 1 1/3… если широта = 1, а долгота = 2, то высоте надлежит быть 1 1/2…» В результате все помещения – от просторных залов до небольших комнат – получали правильные классицистические параметры. А поскольку парадные помещения имели бóльшую площадь, чем жилые, то и были заведомо более высокими.