Размер шрифта
-
+

Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 10

В перекрытиях помещений использовались классицистические формы прямоугольника, круга и их сочетаний. С их помощью создавались характерные для классицизма купола-полусферы, правильные цилиндрические своды, гладкие прямоугольные потолки, гладкие прямоугольные с вписанным куполом, а также конструкции из приподнятых на падугах плафонов правильных форм.

Используя помещения различных размеров и конфигураций в сочетании с разнообразными формами перекрытий и изменяя ориентацию комнат относительно анфиладной оси, «бесконечную» парадную часть домов можно было превратить в исключительно выразительный пространственный ансамбль. Вход в дом часто находился на дворовой стороне, поэтому, прежде чем попасть на главную «бесконечную» анфиладу, надо было из глубины дома двигаться по веренице комнат, перпендикулярной к ней. Из-за симметричного построения всех анфиладных звеньев движение сопровождалось характерными «классицистическими» паузами. От помещения к помещению анфиладное пространство преобразовывалось согласно заданному архитектором сценарию.

Подобное пространственное построение интерьера можно видеть, например, в доме Гончарова на Яузской улице в Москве (ил. 10).


Ил. 10. Пространственный ансамбль парадных комнат.

Дом Гончарова на Яузской улице в Москве. Существует на плане участка 1782 г.

1. Фасад. 2. План второго этажа. 3. Разрез


Его срединная деревянная часть была увеличена двумя боковыми каменными (ил. 10.2-3) пристройками, так что со стороны улицы дом представал единым внушительным объемом (ил. 10.1). Вход в дом – на дворовой стороне (ил. 10.2). Движение гостей начиналось от парадной лестницы в глубине, продолжалось по перпендикулярной к главному фасаду анфиладе и на главной анфиладной оси раздваивалось. Гостям предлагалось сначала движение вдоль ряда гостиных – разнообразных по объему, форме, ориентации, с различными перекрытиями; в них анфиладное пространство мягко преобразовывалось (ил. 10.3). Затем – созерцание тех же гостиных при движении в обратную сторону; в этом ряду, начиная от середины, пространство последовательными уступами «сжималось» до маленького помещения с камином, но далее, вдруг, «взрывалось» в грандиозном зале, даря посетителям фейерверк неожиданных и ярких эмоций. Зал с хорами для музыкантов занял всю левую пристройку.

В 1770-х гг. в России ограниченно появились дома с усложненным планом и многоперспективным построением интерьера: в них внутреннее пространство «устремлялось» в «бесконечность» по многим анфиладным перспективам, пересекавшимся не только под прямыми, но и под острыми углами (ил. 11).

Страница 10