Размер шрифта
-
+

Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 7

его объем тяготеет к кубу, а план часто утрачивает симметричный характер (ил. 5).


Ил. 5. Отель Гимар. Арх. К.-Н. Леду. Между 1770 и 1773 гг.

1. Фасад. 2. План нижнего этажа. 3. План верхнего этажа с театром над входом


Б о г а т ы й   р у с с к и й   д о м   к л а с с и ц и з м а

В русских дворцах и домах дворцового типа при построении интерьеров  по-прежнему господствовала симметричная пространственная композиция. Однако в богатых жилых домах классицизма пространственное решение интерьеров получило свои особенности.

К нач. 1760-х гг. русские богатые жилые дома имели чаще три этажа. Парадные комнаты с главным залом в центре и обращенными к нему анфиладами обычно располагались во втором этаже. Выше (но частично и во втором этаже) устраивались анфилады жилых покоев. Для служебной части по традиции отводился нижний этаж.

В классицизме на структуру интерьера воздействовали два главных фактора. Во-первых, завоевавшее Европу commodité, ставшее, наконец, актуальным в России к моменту появления классицизма. Стремление к удобству затронуло в первую очередь жилой этаж дома с традиционно проходными комнатами. Здесь появляется коридор, связанный дверными проемами с помещениями в жилых анфиладах. В результате, перекрывая те или иные анфиладные двери, можно было формировать отдельные жилые «половины» (в России их станут называть также жилыми апартаментами) из одной, двух, трех комнат. Новая коридорно-апартаментная система позволяла не только создавать в жилом этаже изолированные апартаменты, но при необходимости их трансформировать (ил. 6).


Ил. 6. Жилой этаж с коридором.

План жилого этажа в доме Собакина на Кузнецком мосту в Москве. После 1762 г.


Дальнейшее стремление к удобству приведет к расширению жилой части за счет уменьшения парадной.

Второй фактор – художественный. В результате его воздействия изначально симметричная и адекватная требованиям классицизма структура парадной части оказалась разрушенной. Произошло это так. Как  отмечалось ранее, Россия, которая в 1-й пол. XVIII в. стремительно постигала опыт европейских стран, шагнула в классицизм, почти минуя стиль рококо, прямо из барокко. Обычно на новшества в интерьере первой отзывается система его декорации, в то время как собственно структурные нововведения происходят по мере более глубинного «вживания» в стиль. Так и случилось  с богатыми жилыми домами. В них относительно легко внедрилась новая классицистическая декорация (см. далее), но происходившие параллельно структурные преобразования все еще являлись своеобразным откликом на стилистические установки предшествовавшего барокко. Владельцы

Страница 7