Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 18
Интерьер последовательно эволюционировал к этому идеалу: пропорции совершенствовались, стена освобождалась от «лишнего» (с точки зрения идеально выверенного архитектурного образа) декора, что в позднем периоде классицизма приведет к ее «разглаживанию». Это был своего рода «возврат» от пышного и помпезного античного Рима (с чего классицизм начал свое триумфальное шествие) к античной Греции с ее ясной и безупречной гармонией форм и деликатным декором, который лишь подчеркивал безукоризненность архитектурного построения.
П е р е к р ы т и я
Организация и декорация перекрытий. Помещения имели разную форму, их перекрывали разными способами. В результате возникала широкая палитра архитектурных образов.
Ил. 24. Решение перекрытий классицизма.
Помещения в Павловском дворце под Петербургом. Арх. Камерон, 1783 г.; отделка – арх. Бренна, 1792–1793 гг.
1. Туалетная. 2. Опочивальня Марии Федоровны. 3. Второй проходной кабинет. 4. Кавалерский зал
Потолки бывали, во-первых, гладкими, при этом, в зависимости от формы помещения, прямоугольными (см. ил. 20) или круглыми. Во-вторых, сводчатыми (см. ил. 18 и 24.1). В-третьих, полусферическими куполами, в том числе со световым фонарем в зените (см. ил. 16). Наряду с этими вариантами перекрытий, в-четвертых, использовался плафон на падугах: круглый (ил. 24.3), квадратный (ил. 24.2) или прямоугольный (ил. 24.4). Падуги могли быть высокими и прямыми (см. ил. 22, 24.2 и 24.4). Практиковались также подшивные деревянные потолки, в которых перечисленные выше формы встречались как отдельно, так и в различных комбинациях (например, вписанный в гладкое поле небольшой купол /см. ил. 10.3/).
Согласно законам классицизма, художественное решение перекрытия должно было соответствовать общему замыслу интерьера, вследствие чего композиции потолка и пола нередко соотносятся (см. ил. 13; 16). Но не менее важно было продемонстрировать художественную самостоятельность перекрытия. Это осуществлялось, во-первых, за счет рамы карниза. Какой бы конструкции ни был потолок, карниз сообщал ему четкие контуры; нередко карниз усиливался дополнительным декоративным «поясом», проходившим уже по периметру потолочной поверхности. К тому же, во-вторых, в классицизме поверхность потолка структурирована, т. е. непременно организована. С классицизмом не совместимы (хотя и встречаются) иллюзорно раскрывавшие интерьер вверх барочные живописные плафоны.
Чтобы образы перекрытий соответствовали логике стиля, прибегали к различным декорационным приемам.
Один из них – кессоны или кассеты,