Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 21
В парадных комнатах окна большие, высокие; в жилых, поскольку сами жилые помещения меньше парадных, более низкие. Как и все классицистические элементы, окна должны иметь правильные пропорции. И классицизм их разработал. Например, согласно русским руководствам, выбирая ширину, следовало исходить из того, чтобы у окна могли свободно стоять два человека. Следующий шаг – выбор высоты и ширины окна («самое лучшее содержание широты окна к высоте, как 1 : 2 или 2 : 3»). Важна также высота окна от пола (не более трех футов, чтобы «сидя из него свободно смотреть можно было»). Наконец, стена под окном должна быть тоньше несущей стены, с соответствующим размером подоконника («дабы ближе к окну подходить можно было, и чтобы своды нижних окон излишнею и бесполезною тяжестию не натручались»). В результате в интерьере оконная стена предстает регулярной поверхностью, организованной чередой вертикальных ниш с окнами в глубине (см. ил. 13; 22; 24.4).
В формах окон классицизма повсеместно используются те же прямоугольник и круг (полукруг), так что оконные проемы – прямоугольные, иногда завершенные полуциркульной аркой. Встречаются тройные окна, например, большое центральное арочное и по сторонам два прямоугольных, в половину ширины центрального (в России такие тройные окна известны как «итальянские»). Переплеты, как правило, прямоугольные; в арочных завершениях – чаще «лучи», восходящие от центра к периферии (ил. 29).
Ил. 29. Окно с полуциркульной аркой, переплеты в арке – «лучи».
Восточная комната во дворце Фаворит в Людвигсбургском замке (Германия). После 1797 г. до 1803 г.
Поначалу оконные проемы обрамлялись декоративными наличниками, как правило, лепными. Однако по мере эволюции стиля наличники сначала разгладились, а в дальнейшем и вовсе исчезли. На первый план вышла пропорциональная гармония оконных проемов.
Оконные драпировки. Окна в классицизме украшены роскошными драпировками с ламбрекенами, шнурами, кистями. Несколько видов тканей позволяли создавать исключительно изящные, утонченные композиции, а, чтобы рисунок ткани не терялся на просвет, драпировки подшивали подходящим декоративным материалом. Например, в Шубинском зале Мраморного дворца, согласно описи, были «занавесы с драпареями из штофа по белой земле с желтыми пукетами и клеткой разных цветов, обшитые по краям пукетовым бордюром и шелковой желтого с белым цветом бахромою, подбиты белою тавтою».