Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 1
Введение
Последовательное освоение земного отрезка жизни привело в XVII столетии к возникновению фундаментальной науки. Открывается целый ряд естественных законов, по которым существует окружающий мир. Это подтолкнуло мыслителей к идее, что по законам, естественным, безразличным к национальностям особенностям и религиозным конфессиям, можно построить на Земле новый «Золотой век». Эта идея легла в основу Просвещения. Во 2-й пол. XVIII в. ее выразителем стал стиль классицизм, подчинивший в интерьере законам и построение, и убранство. Образцом послужили пропорциональные гармоничные сооружения античности. Интерьеры классицизма прошли три стадии развития. На раннем этапе они «распрямились», начался поиск совершенных построений. В зрелом периоде пропорции найдены, оформление все более выявляет архитектурное начало и т. д. Последняя стадия классицизма – величественный стиль ампир, появившийся благодаря амбициям французского лидера Наполеона Бонапарта, возжелавшего создать великую империю. Интерьеры ампира сполна запечатлели итоговую стадию эволюции классицизма – в ампире ярко предстало архитектурное начало, а масштабы, военные мотивы и египетские реминисценции в декорации и наполнении интерьеров отразили устремления императора Наполеона.
Разочарования в идеях Просвещении, реакция на наполеоновские захваты заставили вспомнить современников о национальных корнях, о религии. Отныне интересы сосредоточены на семье, существенную роль играет желание жить удобно и окружать себя приятными вещами. Наряду с этим, идеи для оформления интерьера черпаются в спасительном прошлом, т. е. появляются интерьеры историзма. Спектр исторических «открытий» ширится. Но растут и возможности, предоставляемые совершенствующимся машинным производством. Это все отразил интерьер, который к последнему десятилетию XIX в. оказался наполнен предметами мебели, окутан коврами, занавесями, скатертями, забран безделушками, фотографиями и проч.
Между тем на протяжении XIX в. наука поставляла новые и новые открытия, которые уже не вписывались в механистическую модель мира. Как всегда, надвигающиеся перемены первыми почувствовали в разных странах художественные натуры. К тому же их всерьез заботил бесперспективный путь развития интерьера. И они предложили соединить в интерьере только полезное и красивое. Соответствующие интерьеры появились в разных странах, в каждой со своим названием: Ар Нуво, сецессион, югендстиль, модерн, флореале и др.
Интерьеры классицизма
2-я пол. XVIII в.
Великие открытия XVII в. изменили взгляд современников на мир. Оказывалось, что все в мире подчинено законам, которые неизменно открывались в разных областях. В результате возникла точка зрения, что Бог сотворил мир как гигантский механизм, подобный часовому. Восторжествовала так называемая механистическая модель мира, механицизм.
Одновременно пристальный интерес, возникший в XVII столетии к человеку и проблемам морали, привел, в конце концов, к единодушному заключению: 1) каждый человек от природы обладает естественной разумностью, которую можно совершенствовать, и 2) все люди от природы свободны удовлетворять свои интересы, значит, все люди равны. По мнению философов, равенство и свобода людей – это также естественные универсальные законы, существующие с момента творения мира. Опора на них вплотную подвела мыслителей к вопросам устройства государства как общества свободных граждан, которые добровольно ограничили свои естественные права.
Опора на универсальные законы, лежащие в основе мира, проливала свет (по словам Декарта) на изначально верное естественное устройство бытия. Со временем возник целый комплекс идей по устроению мира, нравов, морали. В ряде стран он получил соответствующую высказываниям Декарта корневую основу: Просвещение (рус. корень свещ, свет), Siècle De Lumière (франц. lumière – свет), Enlightenment (англ. light – свет). Адепты новых идей обрели статус просветителей. Они были единодушны в критической оценке существующего мира, в необходимости основываться на естественных законах, но