Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 4
Заметим также, что утвердившееся еще в рококо commodité (франц. commodité – удобство), т. е. пристрастие к удобству, уже никуда не исчезнет и останется своеобразной слагаемой интерьера во всей его дальнейшей истории.
Родиной новых идей в интерьере стала Франция – законодательница вкусов в Европе. В салоне королевы в Малом Трианоне (арх. А.-Ж. Габриэль, 1762–1768 гг.) можно видеть симметричность и регулярность построения, ясные прямые, циркульные и полуциркульные формы, деликатный декор, спокойствие и статичность, т. е. все проповедуемые классицизмом новшества (ил. 1).
Ил. 1. Салон королевы в Малом Трианоне, Версаль. Арх. А.-Ж. Габриэль. 1762–1768 гг.
Новый художественный язык, развиваясь и обогащаясь, быстро завоевывал европейское пространство.
Две стадии из трех, которые в своем развитии прошел классицизм, ранняя и зрелая, приходятся на 2-ю пол. XVIII в. Поздняя (примерно 1-я четв. XIX в.) в целом ряде стран получила настолько яркие особенности, что стало возможным говорить уже об ином стиле – ампире (см. далее).
Интерьеры классицизма рассмотрим на примере дворцов и богатых жилых домов.
Дворцы и богатые жилые дома
Устройство
Как и в предшествовавшие времена, дворцы и богатые жилые дома классицизма имеют парадную, жилую и хозяйственную части.
В их построении используются симметрия и ритмичность, пришедшие в архитектуру еще во времена Ренессанса. Как и ранее, фасады дворцов и домов симметричны, в интерьере используются уравновешенные пространственно-планировочные композиции, комнаты выстроены анфиладами. Масштабы сооружений, в том числе и интерьеров, еще в эпоху рококо пришли в полную гармонию с человеком, утратив нарочитую грандиозность. Классицистические сооружения и, соответственно, интерьеры относительно компактные, анфилады комнат укоротились, центральная ось симметрии зафиксирована залом – самым важным и значительным помещением, пропорции интерьеров, как и фасадов, гармоничные.
Согласно правилам классицизма, каждое помещение анфилады также является самостоятельной композиционной единицей, получает симметричное построение, при этом ось симметрии каждого из помещений перпендикулярна анфиладной оси. При подобном построении восприятие анфиладного пространства, утратив прежнюю непрерывную «текучесть», обретает своего рода пунктирно-точечный характер («пунктир» – движение вперед, «точка» – остановка на оси симметрии помещения).
В соответствии с законами классицизма отдельные помещения получают прямоугольные или циркульные планы или планы, в которых эти две основные формы композиционно соединяются.