Энциклопедия православной жизни - стр. 30
Символ веры читается так:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.
О Боге творце
Первый член символа веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Веровать в Бога значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его Божественное откровение, т. е. все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом.
Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедовать ее. Исповедовать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10), – говорит апостол Павел.
Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека.
Слова Символа веры: «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него (см.: Исх. 44, 6; Исх. 20, 2–3; Втор. 6, 4; Ин. 17, 3; 1 Кор. 8, 4–6). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.
Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и Ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух (см.: Ин. 4, 24), живой (Иерем. 10, 10; Фес. 1, 9); самобытный, т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий (Исх. 3, 14; и Ин. 2, 13), вечный (Пс. 89, 3; Исх. 40, 28; Рим. 14, 25), неизменяемый (см.: Иак. 1, 17; Мал. 3, 6; Пс. 101, 28), вездесущий (Пс. 138, 7–12; Деян. 17, 27), всеведущий (1 Иоан. 3, 29; Евр. 4, 13), всемогущий (см.: Быт. 17, 1; Лк. 1, 37; Пс. 32, 9), всеблагий (Мф. 19, 17; Пс. 24, 8), премудрый (см.: Пс. 103, 24; Рим. 14, 26; 1 Тим. 1, 17), всеправедный (см.: Пс. 7, 12; Пс. 10, 7; 2 Рим. 6, 11), вседовольный (см.: Деян. 17, 25), всеблаженный (см.: 1 Тим. 6, 15).