Размер шрифта
-
+

Энциклопедия православной жизни - стр. 32

Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.

БЕСЕДА О ПРЕДВЕЧНОМ РОЖДЕНИИ СЫНА БОЖИЯ

Мы живем во времени, а временное все изменяется – «все течет, все изменяется». Когда же мир кончит свое временное существование (при Втором Пришествии Спасителя), то изменится и станет вечным. Будет новое небо (твердь) и новая земля (Ис. 65, 17; 66, 22; 2 Пет. 3, 13; Апок. 21, 1).

Живя в условиях времени, нам трудно представить вечность. Но все же в какой-то степени мы можем себе ее представить (наука, философия).

Итак, вечность неизменяема, она вне времени. Бог – Пресвятая Троица – вечный и неизменяемый, поэтому никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого. Святые отцы и учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь, не имея Сына, а потом бы сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, из нерожденного сделался рожденным, но такая мысль хуже всякого богохульства, ибо Бог вечный и неизменяемый. В Символе веры так и сказано: «Иже от Отца рожденного прежде всех век», это значит: прежде существования нашего времени, т. е. вечно.

Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Когда мы говорим, что Он (Сын Божий) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение не во времени и безначальное, ибо не из небытия приведен в бытие Сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая премудрость и сила; ипостасное Слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был с Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально».

Понятие же «рождение», как совершенно независимое отделение от рожденного, бывает только в материальном мире, ибо материя временна и ограничена. Дух же ничем не ограничен и не подчинен материальным законам. Таким образом, физическое, естественное, материальное рождение совершенно не применимо к духовному рождению. Поэтому Вселенские Соборы, выражая сущность Божественного рождения Сына от Отца, утвердили слова Символа Веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу…», т. е. Сын Божий по существу Своему совершенно одинаков с Богом Отцом, Он всегда – вечно – рождается, как «Свет от Света», бесстрастно, не по законам тварного материального мира. Эту величайшую Божественную истину, пока мы живем в понятиях материального мира, полностью постичь не можем, потому Троичность Бога и именуется «Тайной Пресвятой Троицы».

Страница 32