Энциклопедия каратэ - стр. 96
Рис. 47. Катсу-цубо
5. Со-катсу – применяется при глубоком нокауте или после длительного удушения.
Пострадавшего необходимо осторожно положить на спину, выпрямив руки вдоль тела и разогнув ноги в коленных суставах. Затем опуститься над пострадавшим, сев на колени в области его бедер, и положить свои ладони (пальцы выпрямлены) на живот пострадавшему так, чтобы большие пальцы были расположены на области пупка пострадавшего (рис. 48). Обеими ладонями выполнять сильные нажимы на живот пострадавшего вверх к диафрагме, в ритме дыхания с частотой 18 раз в минуту.
Рис. 48. Со-катсу
Во всех описанных случаях приемы катсу служат для оказания экстренной помощи, но не могут заменить помощи врача. После вызова врача и до его прихода необходимо проводить восстановительные мероприятия, так как в противном случае риск неблагоприятного исхода резко возрастает.
Глава 17
Медитация
Божество Великой Мощи в тебе самом!
Сунь-цзы, древнекитайский мудрец, полководец
Медитация (лат. – размышление) представляет собой состояние, в котором достигается максимальная степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное рассредоточение внимания. И в том, и в другом случаях происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира, а при желании медитирующего – и от посторонних сигналов внутренних органов человека.
В Большой Советской Энциклопедии дается такое определение медитации [БСЭ, т. 15]: «Медитация (созерцание, концентрация) есть умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности».
Одной из задач медитации является выработка умения сосредотачивать мысль в одном направлении и направлять все внимание на достижение одной цели. В результате этого внимание дисциплинируется, что способствует достижению нужной цели в любой обстановке, независимо от внутренних и внешних раздражителей.
Нормально функционирующие во время бодрствования органы чувств создают в центральной нервной системе высокий уровень внутренних «шумов». В состоянии концентрации человек отключается от внутренних и внешних раздражителей и сосредотачивается на единичном объекте. В результате уровень собственных «шумов» мозга становится низким, и, следовательно, появляется возможность наиболее полного использования ассоциативных и интеграционных процессов для решения определенных задач, которые формирует для себя медитирующий. Кроме того, временное отключение основных интегральных механизмов мозга способствует восстановлению нервно-психических функций человека, оставляя после себя ощущение свежести и радости бытия.