Элита богатства. Исследование психологии супербогатых предпринимателей - стр. 37
В сочинении «Современный капитализм» Зомбарт подчеркивает важность роли личности, которая при капитализме играет гораздо большую роль, чем в более ранних экономических системах. «В начале [лежит] „творческий акт“ индивида; „смелого“, „предприимчивого“ человека, который мужественно решает покинуть хорошо утоптанный путь традиционного управления экономикой и ступить на новый путь… Генезис капитализма – это история личностей»[143].
Внутренняя структура капиталистической экономической системы предполагает, «что власть решений и действий немногих наделена большей свободой, чем в других экономических системах. Поэтому можно сказать, что сама капиталистическая экономика выросла до своей полной формы благодаря творческой инициативе немногих»[144]. Было бы большой ошибкой полагать, что в «механизированном мире» значение человеческой личности уменьшилось. «Все обстоит как раз наоборот: сегодня в экономической жизни значение личности, пусть и выдающейся, велико как никогда прежде»[145]. Именно поэтому, особенно в США, личности придается большое значение в экономической жизни: «…движущей силой в экономике являются не компании, не семьи, не капитал, а в конечном счете личности»[146].
В некоторых отношениях следующие высказывания Зомбарта напоминают Шумпетера. «Капиталиста от феодального предпринимателя отличает следующее: он действует гораздо более подрывным и преобразующим образом». Капиталистический предприниматель нарушает старые традиции; он преодолевает барьеры старой экономики; «он разрушитель и созидатель в одном лице». Он вырывает целые группы населения из привычных форм существования. «Даже если история этого не подтверждает, наше понимание сущности человеческой природы привело бы нас к выводу: такие разные мыслители, такие новаторы, такие разрушители, такие созидатели всегда были лишь отдельными людьми, и их всегда было мало»[147].
Зомбарт описывает психологическую предрасположенность предпринимателя следующим образом: «Воля к успеху, т. е. стремление достичь крупных результатов в хозяйственном отношении. Это душевное настроение свойственно, например, всем американцам, начиная с магнатов, распоряжающихся трестами, и вплоть до последнего мальчишки на побегушках»[148]. Новый тип предпринимателя «свободен от заботы о семейных традициях, о коммерции, о деловых обычаях»[149]. Зомбарт категорически не согласен с теорией Макса Вебера о протестантских корнях капитализма и подчеркивает, что современный предприниматель характеризуется тем, что он «за редким исключением, освобожден от весьма стеснительных обязательств перед религией и коренящейся в религии моралью». Только эта секуляризация капиталистической души «дает свободу всем демонам страсти»