Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С. Шарапова - стр. 77
– засилье иностранного капитала в российской экономике,
– быстро растущий внешний долг страны,
– сильная зависимость государственного бюджета и всей экономики от внешнего рынка и игр спекулянтов на мировом рынке,
– испытываемый отечественными предприятиями постоянный денежный голод,
– высокие процентные ставки по кредитам,
– растущая социально-имущественная дифференциация общества,
– паразитизм и космополитизм нашей государственной бюрократии,
– процветающая коррупция и казнокрадство,
– усиливающееся отставание российской экономики от западной экономики,
– неразвитость экономической инфраструктуры,
– бедственное положение сельского хозяйства, грозящее стране голодом;
– отсутствие развитой промышленности,
– неготовность экономики к ведению серьезной войны и т. д.
Достаточно сходна и геополитическая ситуация той и нынешней России. Шарапов писал в начале 1908 г.: «Огромная, свежая и живая страна с талантливым и трудолюбивым народом дошла до положения жалкого паралитика, прикованного к своему одру, и то бессильно на нем мечущегося, то не подающего признаков жизни. А между тем со всех сторон собираются тучи, готовятся величайшие, быть может, за всю нашу историю испытания. России придется отстаивать и от пробуждающегося Желтого Востока, и от фанатизуемого все более и более ислама, и от своих мнимых западных друзей не только свою целость и независимость, но, быть может, и самое свое существование»[148]. Характеристика внешнего окружения России, данная Шараповым, полностью соответствует реалиям XXI века.
В каком-то смысле сегодня экономическая и политическая ситуация в России и вокруг России даже более катастрофическая, чем во времена С. Шарапова.
Во-первых, сегодня мы имеем не Россию в границах 1914 г., а лишь ее кусок, называемый «Российской Федерацией». Значительная часть некогда громадного континента под названием «Российская Империя» уже 20 лет числится «ближним зарубежьем». Потери с экономической точки зрения громадные. Уже не приходится говорить о потерях нравственных, гуманитарных, геополитических.
Во-вторых, в своей массе население России в начале прошлого века было сельским, связанным с землей и сохранявшим православное мировоззрение и православный образ жизни. Это был духовный фундамент, на котором легче было возрождать и укреплять российскую государственность. Сегодня такого фундамента нет (хотя большая часть населения себя позиционирует как «православное», однако это Православие чисто номинальное).
В-третьих, разрушение духовно-религиозного фундамента русского общества сопровождалось также разрушением монархического устройства государства. Сегодняшнее государство с его парламентарно-демократическим устройством несравненно слабее, чем даже самодержавие, ограниченное Манифестом 17 октября 1905 г.