Экономическая история мира. Том 5. Реформы 90-х годов XX века в странах Восточной Европы. Опыт мирового кооперативного движения - стр. 99
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), немецкий философ, учение которого сконструировано на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, историзма и системности, рассматривал всемирную историю как последовательность ряда этапов, каждый из которых есть нечто качественно своеобразное и определенное. Каждый период истории характеризуется воплощением духа того или иного народа. Критерием исторического процесса является прогресс в сознании свободы. В соответствии с таким подходом Гегель выделяет во всемирной истории четыре периода: восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет); греческий мир; римский мир; германский мир. В странах Востока знали, что свободен лишь один человек (деспот). В Греции уже целые социальные слои осознают свою свободу. Римский народный дух формирует личность как носителя права, но отдельным индивидуумам противостоит римский император, что создает некую разорванность духа, которую следует преодолеть. Это происходит через христианскую религию в германском мире. Здесь все народы осознают, что свобода есть основное свойство человеческой природы. Заметим, что в этом завершающем этапе тоже выделяются разные периоды.
В марксизме для обозначения ступеней исторического развития используется категория общественно-экономической формации. Термин «формация» взят Марксом из геологии и впервые (как «общественная формация») упоминается в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», посвященной обобщению опыта Революции 1848-49 гг., а также последующих событий во Франции до государственного переворота в декабре 1851 г. Обычно в советский период рассматривались пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и коммунистическая (в общем-то, упрощенный и догматический подход). Дефиниции общественно-экономической формации нет в работах основоположников марксизма, как нет в них и «пятичленки». Маркс в некоторых случаях приводил схему из трех цивилизаций – докапиталистической, капиталистической и коммунистической. Особого анализа требует азиатский способ производства. Главное же в общественной формации – способ производства, система общественных отношений, социальная структура.
Уолт Уитмен Ростоу (1916), американский экономист и социолог, в качестве общей теории исторического процесса предложил теорию стадий экономического роста как альтернативы марксистской концепции. По совпадению с марксистской «пятичленкой» он выделяет пять стадий, которые различаются уровнем развития промышленности, техники, науки, а также долей накопления капитала в национальном доходе. Первая стадия – «традиционное общество», что соответствует периоду до конца феодализма. Здесь довольно низкий уровень развития науки и техники, слабо развитое аграрное производство, власть земельных собственников. Вторая стадия – период «предпосылок», или «переходное общество» (имеется в виду переход к домонополистическому капитализму). Растет производительность сельскохозяйственного труда, формируется новый тип предпринимателя, возникает и укрепляется централизованное государство. Третья стадия – период «взлета», или «сдвига», который условно можно рассматривать как развитие от домонополистического к монополистическому капитализму. Осуществляется промышленная революция, внедряются новые методы быстро растущего промышленного производства. Четвертая стадия – период «зрелости» (индустриальное общество). Бурно растут новые отрасли промышленности с массовым использованием достижений науки и техники. Пятая стадия – эра «высокого уровня массового потребления». Имеется в виду прежде всего англо-американский образец. Преобладает сфера услуг и производство товаров массового потребления.