Размер шрифта
-
+

Экономическая история мира. Том 5. Реформы 90-х годов XX века в странах Восточной Европы. Опыт мирового кооперативного движения - стр. 101

Происходил Конфуций из обедневшего аристократического рода. Рано лишившись родителей, после получения образования он служил на различных должностях у государственных правителей. Затем уходит со службы и посвящает себя обучению юношества. Конфуций становится известным как талантливый педагог, обладающий блестящим умом и большой эрудицией. Многие выпускники школы Конфуция занимают крупные должности в государственных органах. Набор учеников осуществлялся на довольно демократических началах. Были среди них выходцы, как из богатых, так и бедных семей. Как говорил сам Конфуций: «Я никому не отказывал в обучении, начиная с тех, кто приходил ко мне со связкой вяленого мяса». Конфуция считали первым китайским просветителем. Его авторитет продолжал расти. Ему предлагают высокие государственные должности и даже дают возможность проводить реформы согласно его взглядам. Однако, и осуждение философом продажности и алчности чиновников, междоусобных распрей аристократов, и предлагаемые им реформы не находили должной поддержки правителей. В частности, не все воспринимали его консерватизм, поиск социального идеала в «золотом веке прошлого». Но именно традиции древности, которые так высоко ценил Конфуций, составили в дальнейшем основу стабильности и жизнеспособности китайского общества. Разумеется, многое из учения Конфуция было переосмыслено в новых условиях, но форма благоговейно сохранялась, преобладая зачастую над содержанием.

Апеллируя к прошлому, Конфуций создает идеал совершенного человека, цзюнь-цзы. Высоконравственный цзюнь-цзы должен обладать двумя основными достоинствами. Это гуманность и чувство долга. Гуманность понималась слишком широко. Это качество включало скромность, ум, доброту, беспристрастие, справедливость. Гуманный человек выше всего ставит любовь к людям, главное для него – благо других. При этом гуманность не означала всепрощение. Как свидетельствует издание «Луньюй» («Изречения и беседы»), отвечая на вопрос, нужно ли воздавать добром за зло, Конфуций ответил: «А чем же тогда платить за добро? Платите добром за добро, а за обиду воздавайте по справедливости».

Второе важное качество цзюнь-цзы – чувство долга, названное в учении Конфуция и. Данная категория тоже толковалась довольно расширительно. Это добровольное моральное обязательство, вытекающее из внутренней убежденности личности и включающее, прежде всего, верность и преданность. Оно призывает к постоянному совершенствованию, стремлению постичь истину, названную дао, которая коренится в мудрости древних. Это предполагает верное и преданное служение своему государю, отцу, старшему. Благородный человек, цзюнь-цзы, индифферентно относится к богатству, материальной выгоде и в выгодном предприятии на первый план выдвигает честность. «Благородный муж думает о долге, низкий человек заботится о выгоде» («Луньюй»). Конечно, далеко не все современники Конфуция обладали качествами цзюнь-цзы, но это тот социальный идеал, к которому должен стремиться каждый. Постепенно разработанные Конфуцием моральные принципы превратились в набор догматических правил, которым предписывалось неукоснительно следовать, большей частью формально, в общественном поведении. Нормы и стереотипы были расписаны буквально на все случаи жизни, причем в строгом соответствии с той ступенькой, на которой стоял человек в сословной иерархии. Система представлений о моральном, достойном и необходимом была закреплена в своде правил поведения, который был составлен в эпоху Хань и оформлен в трактате «Лицзи» («Книга ритуалов»). Модифицированное учение Конфуция эффективно использовалось в централизованной монархии, располагающей мощным бюрократическим аппаратом, и оказало огромное влияние на социальные устои и культуру Китая.

Страница 101