Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект - стр. 18
Рис. 1. Определение сущности понятия «духовность» с точки зрения различных наук
Несмотря на то, что термины «духовность» и «нравственность» довольно часто в литературе отождествляются, в значении этих двух слов наблюдаются существенные различия. Как показывает анализ литературы, единства в трактовке многоаспектного понятия «нравственность» нет. Определения данного понятия представлены в табл. 3.
Таблица 3
Понятие «нравственность»: сравнительный аспект
Анализируя понятие «нравственность» различных философов, культурологов, педагогов, можно отметить, что, в первую очередь, они указывают на личностные потребности в процессе формирования нравственных представлений, раскрывающих внутренний мир индивида. Так, психолог Б. С. Братусь утверждает, что в основе нравственного сознания, управляющего нашим поведением, лежит «мотив-стимул». С точки зрения ученого, нравственное сознание «неотделимо от нравственного переживания и нравственных чувств», заставляющих человека задуматься над производимыми им действиями; «повиноваться» своим нравственным мотивам или иногда поступать вопреки желаемому, если это противоречит его моральным принципам [20, с. 31].
Б. Л. Вульфсон подтверждает, что основой нравственного воспитания должно стать гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого [27, с. 3]. В исследовании М. В. Емельяновой нравственное воспитание как ведущий аспект целостного воспитательного процесса предопределяет задачи и содержание экологического воспитания, ибо отношение человека к природе, к окружающей его природной среде выступает, особенно в современном мире, нравственной ценностью [50, с. 337].
Нельзя не согласиться с мнением, что одним из важных факторов развития нравственности является развитие образно-символического мышления, которое представляет собой деятельность особой структуры, имеющую специфические закономерности функционирования. Человек конструирует образ мира благодаря активной деятельности, осуществление которой происходит на уровне знаков и уровне символов. За знаками стоят значения, за символами – смыслы. Символ – это тоже знак, который кроме подлинного значения, содержит в себе также индивидуальное отношение человека к знанию. Способствуя одухотворению мира, образно-символическое мышление позволяет обнаруживать в объектах окружающей действительности помимо «чистого значения» нечто иное, нечто большее – смысл. При таком подходе белка – не только небольшой лесной зверек, грызун или символ пушного зверя, но и символ всего живого на земле, что требует от человека защиты и бережливого отношения, символ трудолюбия, красоты, грациозности, легкости [111, с. 261].