Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект - стр. 21
В трудах Б. Т. Лихачева указывается главная задача современной школы – «формировать экологически чистую личность, которая в своем мышлении, поведении будет исходить из общечеловеческих империалов любви и счастья, веры и надежды, истины и добра, красоты и свободы, чести и достоинства, справедливости и милосердия, взаимопомощи и сострадания». Рассматривая нравственность как сложное социально-психологическое образование, состояние духа, детерминирующее «поведение человека изнутри, из души, из совести», автор подчеркивает неразрывную связь нравственного и духовного в человеке [76, с. 78].
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики и составляет основу федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России призвана решать задачи духовно-нравственной консолидации российского общества [69; 112]. Авторами образовательных стандартов второго поколения подчеркивается, что современный воспитательный идеал – это высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа» [45, с. 11].
Таким образом, понимание сущности рассмотренных нами понятий «духовность», «нравственность» имеет практическую направленность, так как позволяет осмысленно и творчески организовать процесс формирования экологической культуры школьников в духовно-нравственном аспекте. В контексте нашего исследования важно положение о том, современные ученые, связывая понятия «духовность» и «нравственность», указывают на аксиологическую сущность данных категорий.
Проблема ценностей нашла свое отражение в работах современных отечественных философов (С. Ф. Анисимов, П. С. Гуревич, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган), которые рассматривают ценности как объективно существующие вне зависимости от значимости для субъекта. Наряду с изменениями в иерархии ценностей в зависимости от социокультурных условий существуют нравственные абсолюты, которые имеют всечеловеческий характер.
А. Г. Здравомыслов считает, что мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей – тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Он относит ценности целиком к сфере духовной культуры [59].
Ценности определяются как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общества и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений [146].