Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект - стр. 16
С нашей точки зрения, в экологическом императиве доминирующим являются духовно-нравственные ценности, в связи с этим далее рассмотрим как сам процесс формирования экологической культуры младших школьников, так и уточним сущность понятия «экологическая культура младшего школьника» в духовно-нравственном аспекте.
1.2. Сущность и содержание понятия «экологическая культура младшего школьника» в духовно-нравственном аспекте
Организация процесса формирования экологической культуры в начальной школе в духовно-нравственного аспекте предполагает связь двух составляющих – экологической и духовно-нравственной. В предыдущем параграфе рассмотрены особенности первой. Для понимания духовно-нравственной составляющей экологической культуры, проанализируем понятия «духовность» и «нравственность».
Анализируя понятие «духовность», необходимо отметить, что этот вопрос не является новым для педагогической науки. Данная проблема во всем ее многообразии имеет давнюю традицию и нашла широкое отражение в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Однако, несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность», в научной литературе до сих пор нет однозначной его трактовки.
Выделим сущностные характеристики понятия «духовность» (табл. 2).
Таблица 2
Сущностные характеристики понятия «духовность»
Из табл. 2 видно, что ученые исследуют феномен духовности с позиций двух подходов – светского и религиозного. Поскольку сфера души считалась прерогативой религии, то понятие «душа» относилась к области идеального, привлекая внимание теологов и философов. «Душа сама по себе не телесна, не чувственна, не материальна. Ее нельзя ни видеть, ни слышать, ни осязать», – писал И. А. Ильин [62, с. 69]. В данной работе представлен светский подход.
Как видно на примерах, духовность входит составной частью в каждую из форм социокультурной деятельности, она – в наших мыслях и чувствах, оценках, ценностях и смыслах жизни и одновременно в способах – средствах их реализации. Но в чистом виде духовность проявляется в формах общественного сознания и в способности осознанно и целеустремленно жить в культуре.
Отечественные исследователи (С. Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов, Л. П. Буева, М. С. Каган, Н. А. Некрасова и другие) рассматривали различные аспекты духовности, раскрыв особенности этого явления и определив его роль в жизни человека. По мнению М. С. Кагана, воплощение «духовного мира» скрыто в других людях, событиях, предметах, «одухотворенных» самим человеком [64, с. 114].
По словам исследователя В. В. Скляра [121, с. 75], структурно «духовность» состоит из логического, эмоционально-чувственного и ценностного компонентов. К ним надо добавить и «бессознательное» в формах индивидуального и коллективного, направляемого волей содержания.