Эгрегоры человеческого мира. Логика и навыки взаимодействия - стр. 29
Рис. 16.Слово фиксирует в мозгу услышавшего не только своё значение, а ещё и всё наложившиеся на него психоэнергетические влияния.
Слово настраивает психоэнергетический импульс, слово чётко привязывает этот импульс к значению.
Услышал «кошка», воспринял невербальное излучение собеседника при этом слове (он кошку ассоциирует с крокодилом), запомнил, передал получившегося уродца дальше.
И так далее и тому подобное.
Соответственно, в обществе наряду с легко осознаваемым слоем словесного и несловесного общения существует слабо-осознаваемый информационный заражающий слой не связанных с опытом каждого и непроизвольно передающихся эмоциональных векторов. Он оказывает влияние на эмоциональный фон в общем и участвует в формировании закрепляющихся в памяти человека значений понятий, особенно если они дублированы словами. Этот слой в очень малой степени управляется отдельным человеком, он рождается только группой и охраняет информацию от искажения. Это нити взаимодействия, информационная паутина в энергетических полях.
Но и даже несмотря на уже сказанное мной, все вроде бы не так страшно.
Ну, вот имеем мы такой информационный слой, не зависящий от сознания каждого в отдельности и мало нами осознающийся.
Подобный слой сам по себе мог бы не представлять ни угрозы, ни, соответственно, значительного интереса, разве что для воздействия на ближайших собеседников. Потому что люди могут находиться в сотнях различных настроений и состояний и заниматься тысячами различных вещей.
Какая уж тут угроза? Каждый индивидуальный нюанс будет затухать. Все заняты своими погремушками.
Так могло бы быть, если бы не одна важная деталь. У любого общества есть культура.
Культуру можно определить как весь общественный опыт, который на протяжении веков сформировал типичные способы взаимодействия с реальностью и типичные реакции на них.
При этом сами по себе знания, предпосылки действия, которые составляют культуру, частично хранятся в литературе, документах, материальных предметах, но в значительно большей части они сохраняются в неполной и искаженной форме в психике людей.
Если так можно выразиться, то культура не существует в целостном виде, она вся состоит из частей, оживая только в масштабных реакциях общества.
Таким образом, у культуры есть как бы две составляющие: постоянная, существующая в объективной форме и запечатленная на различных носителях, и активная, живая составляющая, выраженная в текущем взаимодействии людей, членов общества.
Она немного повторяет самого человека: ведь опыт и знания постоянно записаны в нашей памяти, а ощущения, впечатления, эмоции быстро сменяют друг друга.