Джордано Бруно и герметическая традиция - стр. 85
Таким образом, мы вновь сталкиваемся с явлением неверной датировки, обычным для ренессансного синтеза: великий апологет христианства, считавшийся современником апостола Павла, на самом деле принадлежал приблизительно к тому же периоду, что и мнимые «древние богословы»[280], и находился в сфере досягаемости гностических идей.
В четырнадцатой главе сочинения «О христианской религии» Фичино следующим образом представляет космическую иерархию, включающую и девять духовных чинов:
Четыре элемента, чья сущность и качества подвержены изменениям.
Семь планет, чья сущность изменениям не подлежит, однако качества и расположение изменяемы.
Восьмая сфера, чье движение противоположно движению планет и которой присущи такие качества, как сверкание (candor) и блеск (splendor).
Хрустальная сфера, которой присуще простое движение и качество сверкания (candor).
Эмпирей, где все неподвижно. Его сияние (lumen) есть качество света, высшего, чем сверкание (candor).
В неподвижном и сияющем (lucens) Эмпирее обитает Троица – в виде девяти ангельских чинов Дионисия. Каждый чин объединяет легионы ангелов – их число превосходит границы человеческого разумения. Эти девять чинов суть:
Серафимы, Херувимы, Престолы – иерархия Отца.
Господства, Силы, Власти – иерархия Сына.
Начала, Архангелы, Ангелы – иерархия Духа[281].
Фичино интерпретирует Дионисия следующим образом: для первого чина источник влаги – сама Троица («liquorem suum a sola haurit Trinitate: [первый чин] черпает свою влагу только у Троицы»); второй чин получает ее от первого; третий – от второго и первого. Существует также разделение в роде деятельности между ступенями иерархии:
Серафимы созерцают порядок и промысел Божий.
Херувимы созерцают сущность и форму Божию.
Престолы также созерцают, однако некоторые снисходят и до трудов.
Господства, подобно архитекторам, планируют то, что осуществляют остальные.
Силы осуществляют, и движут небеса, и участвуют в совершении чудес, будучи орудиями Бога.
Власти следят, чтобы порядок божественного управления не нарушался; некоторые из них снисходят до человеческих дел.
Начала заботятся о делах обществ, народов, государей и должностных лиц.
Архангелы опекают богослужение и следят за священнодействиями.
Ангелы занимаются мелкими человеческими делами и заботятся об отдельных людях, будучи их ангелами-хранителями[282].
Представления Фичино о небесной иерархии отклоняются от Псевдо-Дионисия, поскольку на Фичино повлияли две промежуточные системы – Фомы Аквинского и Данте – и он сам внес какие‐то изменения. Идею о том, что каждой ступени иерархии присущи свои виды деятельности, у Псевдо-Дионисия с такой детальностью не описанные, Фичино взял у Фомы Аквинского