Душевный лекарь. О перенесении скорбей - стр. 17
Условия внешней жизни надо предпочитать те, которые постоянно указывают нашу тьму, нашу полную испорченность, гораздо большую, чем обычно думают не только мирские люди, но и, так называемые, духовные. Надо познать себя до конца. Познать не только испорченность, но и бессилие самому исправить ее. Тогда только человек от всей души прилепится к Спасителю, будет взывать к Нему, как утопающий апостол Петр. Тогда он перестанет осуждать и других людей, а с любовью к ним будет терпеть их недостатки, тогда перестанет роптать, если его обидят, оклевещут, будут распинать, а скажет искренне: достойное по делам моим приемлю. По суду Божию все грешники должны терпеть некоторые страдания, как следствия греха. Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть?
Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).
Вы ропщете
Благо мне, Господи, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим!
(Пс. 118, 71).
Хранитесь от бесполезного ропота.
(Прем. 1, 10).
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
(Евр. 12, 7).
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Не гневи Бога ропотом, молись Ему шепотом.
Русские пословицы.
Наш грех в том, что мы не несём с благодарностью наказания, скорби и немощи.
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).
Мы не привыкли благодарить Господа, не думаем о том, сколько милостей Господь изливает на нас каждый день и час, а потому и ропщем на свою судьбу, не миримся со своим положением, жалуемся на тяжелую, скорбную жизнь нашу.
Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской (1874–1937).
Скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894).
Когда чем-либо наказываем бываешь от Бога, не ропщи; потому что Он наказывает как Отец, и достоин благодарения, как Благодатель.
Преподобный Нил Синайский (IV–V вв.).
Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби.
В часы посещения тебя душевной скорбью ты малодушествуешь. О сем сердечно сожалею! Неужели не волен Господь искусить любовь и веру нашу к Нему отнятием утешений и посланием тяготы и мрака, чтобы мы и в сем состоянии пребыли тверды в вере и надежде к Нему; по мере терпения и смирения нашего множится и любовь к Нему. Скажи себе: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2, 10).
Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих.