Душа. Ее жизнь и законы - стр. 8
б) Священное Писание ясно говорит, что грех вошел в мир человеческий вместе с преступлением Адамовым; если же невинные души посылаются в тела, то как же они делаются виновными и за что страдают в испорченном теле?
Поэтому мнение это, как не основанное на Священном Писании и несообразное со здравым смыслом, быв названо «нелепым и нецерковным» (святой Григорий Богослов), «баснословным» (святые Григорий Нисский, Феодорит), «еретическим» (святой Августин), торжественно осуждено на Константинопольском Соборе в 541 году.
Второго мнения – мнения о новом творении душ, также нельзя принять, потому что:
а) им не объясняется переход наследственной порчи от Адама на его потомков, и при нем вся вина наследственного бедствия людей, значит, возлагается на Творца;
б) это мнение не может быть примирено с покоем Творца, закончившим всякое новое создание, и при нем непонятно будет – как вочеловечение Сына Божия не было принятием одного только тела.
Третьим мнением – мнением о рождении души вместе с образованием телесного организма, самым лучшим образом объясняются:
а) переход порчи Адамовой к потомкам;
б) сходство детей с родителями даже по душевным качествам;
в) им подкрепляется мысль об общем начале людей.
При этом мнении Бог все-таки остается Виновником нашей души, по первоначальному благословению на чадорождение (Быт. 1, 28).
Итак, в силу творческого благословения, человек происходит от человека, не только как живой от живого, но и как разумный от разумного, духовнотелесный от духовно-телесного, т. е. каждый человек по душе и по телу происходит от своих родителей. Это мнение принято Православной Церковью. Что же касается указанных других мнений, которых держались некоторые отцы и учителя Церкви, то они – мнения частные, и ни сами виновники их, ни другие никогда не придавали им значения догмата, или положения церковного.
Дьяченко Григорий, протоиерей.
Из области таинственного (ч. 1, гл. 6, п. 5)
Дух – высшая часть человеческой души
В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества – совесть и ничем неудовлетворимость. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа – низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа.
Все действия, или, вернее, движения души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: