Душа. Ее жизнь и законы - стр. 7
Душа прежде тела переходит в жизнь вечную.
С нашим преображенным телом она соединится только после воскресения мертвых.
Перед каждым из нас – общий для всех верующих людей долг, долг перед Богом и своей бессмертной душой – стремиться спасти душу.
Если мы не приготовим за свою земную жизнь душу к вступлению в новый мир, в котором ей предстоит жить, какой чужой будет чувствовать она себя в этом новом мире! Перед ней будет закрыт вход в Царство Небесное!
Братие и сестры!
В короткую нашу земную жизнь можно и погубить свою душу для вечности, и спасти ее.
Будем же трудиться над украшением души своей нетленной вечной красотой, подражая пресветлой красоте нашего Господа, чтобы нам прийти на Небо, как в родной дом. Аминь.
О происхождении душ человеческих
Первых людей Бог создал непосредственно, а всех потомков творит посредственно – силою Своего благословения, всегда действительного. О происхождении душ человеческих от Бога говорят:
• Екклесиаст – и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (Еккл. 12,7);
• пророк Исаия – тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней (Ис. 42, 5; ср.: 57,16);
• пророк Захария – глаголет Господь прострый небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем (Зах. 12, 1).
На основании этого соображения и мест Священного Писания Святая Церковь признает ту мысль, что души человеческие, как и сами люди, творятся Богом чрез посредство родителей, совершенно для нас неизъяснимо (Прав, испов., ч. 1, отв. на 28-й вопрос). Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после (5-й Вселенский Собор).
Несмотря на это, касательно происхождения души в каждом человеке существовало три мнения.
Одни (Платон, Ориген, Синезий и немногие другие) допускали предсуществование душ, т. е. говорили, что души человеческие все существовали еще прежде сего мира, и уже готовые посылаются в тела, для покаяния в грехах своих.
Другие (Аристотель, Иларий, Феодорит, святой Кирилл Александрийский, святой Иероним) думали, что души вновь творятся Богом, по мере появления на свет людей.
Третьи (Тертуллиан, святой Григорий Нисский, святой Макарий Великий и др.) утверждали, что обе субстанции – и душа и тело – вместе и зачинаются, и совершенствуются.
Первого мнения – о предсуществовании душ, нельзя принять даже за вероятное, потому что:
а) душа ничего не помнит из прежней жизни своей, а следовательно, не может и раскаиваться в тех грехах, которых не знает;