Думай, как Фаина Раневская - стр. 8
По воспоминаниям П. Л. Вульф, среди начинающих актрис Феодосийского театра зимой 1918–1919 годов была и Ф. Г. Раневская, дебютировавшая в роли Маргариты Кавалини (пьеса «Роман»). Затем она сыграла роль Шарлотты («Вишневый сад»), добившись первого успеха.
«Как сейчас вижу Шарлотту Раневскую», – писала в книге мемуаров Павла Вульф, – «Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и, в то же время, трагически одинокая… Какое разнообразие красок было у Раневской и одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувства стиля, эпохи, автора! И все это у совсем молоденькой, начинавшей актрисы. А какое огромное актерское обаяние, какая заразительность…» (Городской театр в Феодосии находился в то время в квартале, между современными улицами Богаевского, Ленина, Мичурина, Горького. Здание театра не сохранилось.) В те тяжелые годы Ф. Раневская играла также в красноармейских и рабочих клубах, читала стихи.
П. Л. Вульф и Ф. Г. Раневская переехали в Симферополь, чтобы выступать в Симферопольском городском театре, который прежде назывался Дворянским. Отныне на афишах и в документах у Фаины другая фамилия – Раневская. Неизвестно, что стало основной причиной смены фамилии: желание приобрести более благозвучную и театрально звучащую фамилию, любовь к Чехову или стремление скрыть родство с богачом Фельдманом, которого на юге России многие знали.
Ведущей актрисой театра стала Павла Вульф, исполнявшая главные роли во многих постановках. Благодаря Вульф в театр была принята ее ученица, никому еще неизвестная Фаина Раневская.
На симферопольской сцене Раневская играла Машу в «Чайке» А. Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, сваху в «Женитьбе» Н. Гоголя, Настю в «На дне» М. Горького, Машу в «Живом трупе» Л. Толстого. В декабре 1920 года театр был объявлен государственным и стал называться Первым Советским (в настоящее время – Крымский академический русский драматический театр им. A.M. Горького). В театре был сильный творческий состав, интересный репертуар: шли пьесы А. Островского, Ф. Шиллера, П. Бомарше. Но условия работы были чрезвычайно тяжелые, в течение зимы 1920–1921 годов театр не отапливался. Актеры болели, голодали.
Максимилиан Волошин в то время был членом художественного совета театра.
Из воспоминаний Фаины Георгиевны: «Вспомнилась встреча с Максимилианом Волошиным, когда я прочитала в газете, что прошло сто лет со дня его рождения. Было это в Крыму, в голодные трудные годы времен Гражданской войны и „военного коммунизма“. В те годы я уже была актрисой, жила в семье приютившей меня учительницы моей и друга, прекрасной актрисы и человека Павлы Леонтьевны Вульф.