Думай, как Фаина Раневская - стр. 7
Он – поэт. Поэт, и этим все сказано. Не надо никаких эпитетов – великий, знаменитый, известный. Так же, как и артист. Есть два понятия – „артист“ и „неартист“, и ничего больше».
Запомним это отношение Раневской к профессионализму, которое она пронесла через всю жизнь. Она не признавала половинчатости, слабости и неумения.
В 1915 году жизнь в Москве была по душе и по темпераменту девятнадцатилетней Фаине.
Страна переживала Первую мировую войну, и москвичам стало не до театральных сезонов в Малаховке. Раневская пошла, как и многие актеры, на «театральный базар». После многочисленных хождений в театральное бюро она получила предложение поработать в Керчи в антрепризе Лавровской. На юге можно было укрыться от московской зимы. Но вот только в договоре с актерами гораздо больше обязанностей возлагалось на них, чем на антрепренеров. Раневская по договору была принята на роли гранд-кокет, то есть обольстительницы с умением петь и танцевать. Позже она вспоминала свой водевильный опыт с обычным юмором: «Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: „Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…“.
После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. Публика смеется, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».
Но возникшие тогда проблемы не ограничились репертуаром: скоро антреприза Лавровской прекратила свое существование, так и не начав его. Денег актерам не заплатили, поэтому Раневской даже не на что было вернуться в Москву.
Начались ее долгие скитания по городам Крыма, во время которых она, если повезет, играла в местных недолговечных театриках, но чаще распродавала свой театральный реквизит. Чудом ее пригласили участвовать в спектакле «Под солнцем юга» на роль мальчика-гимназиста, но и здесь ее ожидал очередной удар: антрепренер сбежал, прихватив с собой все собранные деньги. Так что продавать уже было нечего.
Позже, играя спекулянтку в спектакле «Шторм» Билль-Белоцерковского, на вопрос журналистов: «Откуда у Вас такое умение торговать?» – Раневская отвечала: «У меня был опыт. Начиная с Керчи, в Феодосии, в Симферополе».
Вскоре Фаина Раневская уезжает в Ростов-на-Дону где в начале 1918 года состоится ее судьбоносное знакомство с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, которая гастролировала со своей труппой. Уже весной этого года Раневская отправляется вместе с ней на пароходе в Крым, в Евпаторию. И вновь гастроли по Крыму.