Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом - стр. 50
Таким образом, человек может предчувствовать и испытывать растущее предвкушение того состояния сознания, которое возникает в результате Самореализации. Это состояние радости, безмятежности, внутренней уверенности, ощущения спокойной силы, ясного понимания и любви. В своих высших аспектах – это реализация сущностного Бытия, соединения и отождествления с Универсальной Жизнью.
Р. Д. Лэйнг
Трансцендентный опыт и его отношение к религии и психозам
«Свечение становилось ярче и ярче, рев все громче, я ощущал тряску и вибрацию, а затем почувствовал, что выскальзываю из своего тела, облаченный в ореол света… Я чувствовал, что точка сознания, которой я был, расширяется, окруженная волнами света… Теперь я весь был сознанием, без всяких очертаний, без чего бы то ни было, напоминавшего о теле, без каких-либо чувств или ощущений, исходящих от телесных органов чувств; погруженным в море света… Я больше не был самим собой, точнее, таким, как я себя знал, – маленькой точкой осознавания, заключенной в теле, – но взамен был беспредельным кругом сознания, в котором тело было лишь точкой, купающейся свете и в состоянии экзальтации и счастья, не поддающихся описанию».
Медитативный опыт, описанный Гопи Кришной в книге «Кундалини: эволюционная энергия в человеке»[21].
Идея о том, что психозы представляют собой душевные болезни, которые можно адекватно понимать с точки зрения медицины и следует лечить биологическими средствами, хотя и является широко распространенной и весьма влиятельной, но отнюдь не принимается всеми без исключения. Многие клиницисты и теоретики предложили важные объяснения психотических процессов на чисто психологической основе и разработали немедицинские стратегии лечения.
Другие предположили, что доминирующая роль медицинской модели в подходе к психозам не может быть научно оправдана, поскольку для большинства состояний, с которыми имеют дело психиатры, не было найдено никаких специфических биологических причин. Таким образом, текущая ситуация не отражает реального положения дел, но вытекает из ряда факторов исторической, политической, юридической и экономической природы. Томас Заз, один из наиболее смелых представителей этой точки зрения, довел ее до крайности, говоря о «мифе душевной болезни».
Шотландский психиатр Р. Д. Лэйнг в своем уникальном подходе к психозу соединяет проницательную критику западного общества с новаторским психологическим пониманием и лечением этого состояния. Будучи, вероятно, наиболее радикальной и противоречивой фигурой в психиатрии, он написал ряд книг, которые ставят под сомнение сами основы современной психиатрической мысли. Лэйнга обычно считают представителем «антипсихиатрии», движения, основанного южноафриканским врачом и психотерапевтом Дэвидом Купером, хотя сам он отвергает этот ярлык.