Размер шрифта
-
+

Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России - стр. 42

Прозорливый старец Иринарх, подвизавшийся в Борисоглебском монастыре, носивший вериги и удивлявший братию строгостью монашеской жизни, благословил ополчение Минина и Пожарского. «Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: “Увидите славу Божию”. В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых».

Когда поляки были изгнаны из Москвы, стало возможным избрать наконец нового русского царя. Для этого 21 февраля 1613 года в столице был созван великий Земский и Поместный Собор, на который прибыли представители всех сословий России. Была поднята кандидатура юного Михаила Федоровича Романова – по женской линии он имел наиболее близкое родство с угасшей династией Рюриковичей, был внучатым племянником Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, первой, горячо любимой супруги Ивана Грозного. Его отец, митрополит Филарет, приходился двоюродным братом последнему из Рюриковичей – рано умершему сыну Грозного царю Федору Иоанновичу.

В миру митрополит Филарет носил имя Федор Никитич, он был умным, прекрасно образованным и харизматичным человеком, искусным дипломатом, вполне способным к управлению страной. Кроме того, боярин Романов был весьма популярен в народе. Конечно, это вызывало серьезные опасения у занимавшего тогда престол Бориса Годунова. Поэтому Федор Никитич Романов и его супруга были насильно пострижены в монахи. В 1606 году, после смерти Годунова, бывший боярин Федор, а нынешний инок Филарет был возвращен из ссылки и хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита. В то время, когда на престол избирали государя, он находился в польском плену.

Нравственный облик Михаила как сына митрополита отвечал еще и интересам Церкви, соответствовал народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом.

Узнав об этом, поляки совершили попытку помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой польский отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила Федоровича, но по дороге воины заблудились, потому что крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать нужную дорогу, завел их в дремучий лес.

В то время, когда было принято решение о возведении на престол представителя династии Романовых, шестнадцатилетний Михаил находился с матерью-инокиней в Костроме, в Ипатьевском монастыре.

Страница 42