Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России - стр. 4
В то время Русь еще находилась под властью монголо-татар, и потому никто из правителей не мог стать великим князем, не получив в Орде ярлыка на княжение. После смерти Ивана Калиты русские князья отправились в Орду, но они не могли соперничать с богатым и сильным московским князем Симеоном Гордым, который без труда получил от хана Узбека ярлык на великое княжение. Историк В. И. Татищев писал, что Симеон Гордый, созывая русских князей для своих целей, напоминал им, что Русь лишь тогда была сильной и славной, когда князья беспрекословно повиновались старшему. С братьями великий князь заключил договор: «Быть им за один до живота и безобидно владеть каждому своим», однако летописцы отмечали, что князь Симеон Иванович сурово обходился с подвластными ему князьями, оттого его и прозвали «Гордым».
«Московские владетели, на чьи плечи пало бремя собирания Руси, не были ни праведниками, ни злодеями: они стали исполнителями велений времени. Шли на преступления, когда этого требовала политика, замарывали себя нечистыми делами, каялись, строительством храмов и благотворением испрашивали милости Господней. Князь Симеон Иоаннович недаром носил прозвище “Гордый”…» (Н.Иртенина. Стефан, брат Сергия).
«Как и его отец, Симеон был очень противоречивым человеком, – пишет историк Н. С. Борисов. – Жестокий и беспощадный как правитель, он смотрел на свою деятельность как на служение “высшим интересам” и потому надеялся на оправдание на Страшном суде. Князь верил в то, что московское домостроительство угодно самой Богородице» (Н. С. Борисов. Сергий Радонежский).
Князь Симеон Гордый продолжил политику укрепления и возвышения Москвы, расширив территорию Московского княжества. В его правление Московская земля отдохнула от войн. Пять раз за свою жизнь князь ходил в Орду и всегда возвращался оттуда пожалованный ханом. И в его княжение не было слышно о татарских набегах и насилиях. Удельные князья повиновались Симеону, считали судьей в разрешении споров.
Несмотря на удачливость в государственных делах, в семейной жизни Симеон Гордый хлебнул много горя – все его дети умирали в раннем возрасте. Сам великий князь скончался в возрасте 36 лет от чумы, перед смертью приняв постриг с именем инока Созонта. Он был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Кто же был духовником великого князя Симеона – этого сильного, умного, незаурядного человека? Кому гордый князь исповедовал прегрешения, открывал свои мысли и чаяния?
Это был человек также необыкновенный, много потрудившийся в своей жизни и для Бога, и для зарождающегося Российского единого государства, хотя личность этого духовного мужа и сокрыта в тени другого великого святого. Это преподобный Стефан Московский, старший брат преподобного Сергия Радонежского – игумена земли Русской. Известно о нем крайне мало, и жития этого святого не существует, хотя инок Стефан стоял вместе с братом у истоков Троицкой обители, был духовником великого князя Симеона, другом и единомышленником митрополита всея Руси Алексия, настоятелем столичного Богоявленского монастыря.