Духовная трапеза. Душеполезное чтение на каждый день - стр. 31
Святитель Василий Великий
В святителе Василии Великом удивительным образом сочетались философская мудрость, богословское знание и иноческое подвижничество. Он оставил богатое литературное наследие: «Толкование на Священное Писание», «Шестоднев» – беседы о сотворении мира в 6 дней, уставы для иноков, множество молитв, правила христианской жизни и литургию, которая совершается десять раз в год. Святая Церковь называет его Великим и Вселенским учителем.
Кто поклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди самые простые и некнижные – пастухи; а также самые ученые и премудрые – волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, – царь Ирод.
Чему же научает нас это различение между принявшими и не принявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, так не способны соединиться с Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь, приняв наше естество, сделался рабом, чтобы рабов сделать свободными: «Наклонил Он небеса и сошел» (Пс. 17:10), чтобы пребывающих на земле вознести на небо.
Святитель Иоанн Златоуст
Первозданный Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу – путем духовно-нравственного совершенствования… привести к Богу видимый мир… Но все то, чего не сумел исполнить первый человек, выполнил за него воплотившийся Бог – Слово, ставшее плотью, – Господь Иисус Христос. Он Сам прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога – путь смиренного снисхождения, обнищания и истощания.
Апостол Павел назвал Христа вторым Адамом, противопоставив Его первому Адаму: «Первый человек – из земли, перстный, второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:47).
Митрополит Иларион (Алфеев). Таинство веры
И вот приходит Христос. Иоанн не хочет Его крестить, потому что Господь без греха. Но Иисус настаивает, и Предтеча подчиняется. Христос заходит в воду. Дальше сказано:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды (Мф. 3:16).
Почему Господь тотчас вышел из воды? Потому что Ему нечего было исповедовать. Ему не надо было стоять в воде и рассказывать о Своих грехах. Он вошел в воду безгрешным, но, когда вышел и Дух повел Его в пустыню, Креститель подозвал своих учеников и сказал им: