Размер шрифта
-
+

Духовная мудрость Валаама - стр. 6


Проси милосерднейшего Бога, чтобы хотя бы в это мгновение[2] посетил благодатью Своею. Надейся же и веруй, что Он все греховное терние, в тебе живущее, потребит. (2; стр. 72)


Притом не забывай частых воздыханий и сокрушения; беспрестанно плачь, сетуй, укоряй себя, что ты совсем недостоин… и не умертвил себя еще от страстей телесных, а исполнен нечистых желаний и неправых душевных движений, ленив к труду духовному, уныл и нерадив, к слушанию словес Божиих студéн – что ты малейший, и скудный, и неочищенный, и недостойный сосуд к приятию Источника животного, которого Небеса Небес объяти не могут. (6; стр. 146)


Если будешь душу свою познанием своих грехов и самоукорением усмирять, то от силы в силу благодатью Божией преходить будешь, и не оставит тебя Христос, но посетит душу твою радостью духовной и наслаждением неизреченным. (2; стр. 69)


Помышляй, что всякий творящий дело Божие с небрежением проклят (см.: Иер. 48, 10) и человекоугодник есть, – храни себя от небрежения и человекоугодия. (2; стр. 67)


…Внимай себе, да не повинен будешь и ты, яко предатель Тела и Крови Христовой. Иуда предал Христа единожды – а ты не предаешь ли многажды, когда неверен бываешь слову Его и заповедям Его? Единожды претерпел Он раны от распинателей – но ты не налагаешь ли Ему раны многажды разными богопротивными страстями и грехами, поелику за всякий грех наш понес Он страдание? (6; стр. 144)


При молитве обуздывай ум и мысли твои, берегись, чтобы не парили они к предметам неполезным и вредным душе. (2; стр. 65)


Берегись, чтобы зрением или слухом не соблазниться и не осудить в чем ближнего или чтобы не сделать чего-нибудь дерзновенного против него. Бегай дерзновения, как яда, ибо оно сильно вредит человеку и приводит его в высокоумие. (2; стр. 66)


Гордость вселяется в человека тогда, когда он еще совершенно не познает себя. Итак, познавай себя и всемерно берегись гордости и тщеславия как великого вреда душевного. Отогнать же их от себя ничем не сможешь, как только беспрестанным самоукорением и уничижением самого себя. (2; стр. 74)


Во всем старайся смирение от всей души возлюбить. Помни всегда Христа Спасителя слово, что всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11). (2; стр. 75)


Грешник, удержи себя от осуждения ближнего. Хотя ты и своими очами будешь видеть согрешающего, старайся как (только) можно не осудить его, ибо един есть Судия всех – Сын Божий. Оставь тяжесть ближнего Всемогущему, смотри заботься об исправлении своих немощей, ибо за свои грехи, а не за чужие воздашь ответ. Не отвергай заповедей Божиих, которые для тебя даны, не осуди – и не будешь осужден, оправдывай ближнего и не осуждай, да не будешь как баня, которая всех нечистоту обличает и отъемлет, а сама остается нечистоты полна; не радуйся падению ближнего, ибо бесы только и супостаты нашего спасения о сем радость имеют, потому что сами уже погибли и восстать не могут. Постарайся не осуждать, а молиться, плакать и рыдать о падающих, радоваться же о восстающем от падения и спасающемся, дабы и самому от Праведного Судии Страшным судом не осудиться. Старайся получить оправдание пред Всемогущим, глаголи всегда в себе сии слова: «Кто есмь аз? Грешник есмь и беззаконник. Потому себя должен обличать, а не других, по реченному: Говори ты беззакония твои, чтоб оправдаться (Ис. 43, 26)». (6; стр. 149)

Страница 6