Размер шрифта
-
+

Духовная мудрость Валаама - стр. 8


…Смотри прилежно, чтобы во всех этих действиях была теплая любовь и желание неленостное, чтобы от всей души и сердца, без роптания происходило твое моление. В случае великой нужды можешь сократить твою молитву, чтобы ради Бога ближнему послужить. Знай, что с добрым рассуждением и без роптания исполняемые необходимые и законные дела выше определенного расположения твоих молитв. (2; стр. 80)


Не осудишься также, если не исполнишь определенного молитвенного правила за болезнью или по старости лет, в которых ты положенного правила не в силах исполнять. В этом случае можешь, сидя или лежа, себя укорять и думать о себе так: «Вот, я немощен, дряхл, не могу и Богу помолиться и возблагодарить Его за неизреченные милости и великие благодеяния мне, недостойному и немощному, оказанные». (2; стр. 80)


Всякому желающему спасения должно только себя одного зреть, а не ближнего осуждать. Полагаю, что иногда лучше пасть самому, нежели осудить ближнего, потому что согрешивший побуждается к уничижению себя и покаянию, а осуждающий согрешившего закосневает в мечтании о себе и в гордости. (2; стр. 82)


Испытывай прилежно себя и свою совесть: если не в том, то в другом грехе, если не в большом, то в малом, если не делом, то словом и помышлением ты находишься повинным. Помышляй беспрестанно, что никто не может от дел оправдаться перед Господом и никто не может быть чист перед Создателем своим: все грешны, все немощны, все требуем помощи и милости Божией. И (так) как Богом Единым все мы созданы и Он есть Судия всех, то как дерзаешь принимать на себя суд Создателя? Как осуждаешь, будучи такой же грешник, согрешившего брата, которого дел точно знать на можешь, не видишь ни (его) помышления, ни сердечного сокрушения? Помни всегда слова Христа Спасителя: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 1–2). (2; стр. 82)


Рассуди, грешник, что только один Бог может оправдать и осудить Свое создание. Он видит дела и помышления всех, судит всякого по силе его и разуму: иначе судит царей, князей, иначе архиереев, священников, игуменов, иеромонахов, монахов, иначе мирян, младенцев, иначе здоровых и иначе больных. И если так, то кто может недоведомые судьбы Божии испытывать и осуждать ближнего? Господь единый, сотворивший всех и создавший все, испытует сердца и помыслы. Рассмотри прилежно, не собственный ли свой порок судишь во грехе другого, как безгрешный сам и неповинный? Истязуешь ближнего во грехе малом, а своих и многих прегрешений не видишь и не чувствуешь. Не ужасно ли это? Господь Создатель терпит до времени беззакония твои, а ты осуждаешь во грехе брата и не думаешь, что сам побуждаешь Господа прекратить и к тебе терпение и осудить тебя навеки! (2; стр. 83)

Страница 8