Размер шрифта
-
+

Духовная мудрость Валаама - стр. 4


Если станут во уши тебе шептать помыслы твои, аки змий Еве, горделивые либо осудительные в чем на ближнего или тщеславные, то проразумевай оного душевредного хитреца. Он непременно первее вооружает на тебя кичение, что будто все худо делают, а ты все исправно и хорошо. Берегись как (только) можно, чтобы не впадать в оное, старайся не допускать к уму своему помыслов осуждения ближнего. (6; стр. 142)


Старайся не лишать себя благодати Божией. В противном случае чужд будешь воздаяния и, сверх того, еще более осудишься и погибнешь. (2; стр. 57)


Рассматривай сам в себе, не от уныния ли и лености ослабеваешь, не от развлечения ли мыслей и страстей телесных теряеши крепость и мужество. При сих рассуждениях укоряй себя в нетерпеливости, в немощи, в дряхлости, в лености, и, стыдясь Бога и Ангелов Его и человеков, помышляй в своей совести, что претерпевший… до конца спасется (Мк. 13, 13). (6; стр. 148)


Страдать и добро творить – это угодно Богу и полезно нам самим. Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (1 Пет. 2, 20–21). (2; стр. 59)


Остерегайся сам себя восхвалять, глаголя в уме: «(Так) как я то и то сделал: не стал с празднословящими или не сделал того и того – я теперь исполнил заповедь Христову». Берегись как (только) можно, чтобы в сердце и душу твою не принимать помыслов самооправдания и самовосхваления, ибо в них душепагубное кроется зло, (которое) тихо и скоро и даже неприметно входит в душу и сердце как будто малыми нечувствительными и тончайшими скважинками. (6; стр. 142)


Придя в церковь на соборную молитву, встань на удобном месте, собери все силы ума твоего, чтобы не мечтали и не летали по всем странам. Старайся запечатлеть крепко на скрижалях сердца твоего чтение и пение церковное. Внимай без лености, не ослабевай телом… Берегись, чтобы не только не сметь о чем-нибудь разговаривать, но ни на кого и ни на что очами смотреть. (2; стр. 64)


Дабы избегнуть презрения и осуждения ближних, а также тщеславия, кичения и гордости и прочих сему подобных, чтобы крепко заградить им вход в душу твою – для сего (ты) должен от всего сердца представить себя совершенным странником, глупым, неразумным, ничего не смыслящим и ничего не умеющим. Такое рассуждение о странничестве приими себе, дабы ты мог удалить себя от человеческих разглагольствований и суетных бесед, – и ты непременно сбережешь себя от смеха, осуждения, кощунства и вредного празднословия, душепагубного тщеславия и высокомерия. (6; стр. 142–143)

Страница 4