Размер шрифта
-
+

Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе - стр. 9



По словам людей, работавших с ним, Джобс редко думал сидя. Он был как заводной. Во время совещаний он щедро использовал визуальный язык, всегда что-то рисовал на доске, когда объяснял свои концепции и стратегии, Джобс всегда находился в движении. Основываясь на этих фактах, я бы назвала его кинестетическим дудлером (а также инфодудлером). Это был человек, которому лучше думалось, когда он создавал спонтанные метки собственным телом.

Таким образом, в природе каждого из нас есть свой маленький Стив Джобс. Биолог Джон Медина, автор книги «Правила мозга», установил в своем кабинете тренажер «беговая дорожка», чтобы на бегу активизировать свою память и генерировать озарения, потому что он не понаслышке знает устройство и функции мозга. Размышления на ходу – кинестетический дудлинг, согласно нашей терминологии, – помогают рождать идеи, и это свойственно человеку как биологическому организму.

Альберт Эйнштейн – музыкальный дудлер

Для тех, кому долгие прогулки претят, есть другие варианты дудлинга, один из которых был в совершенстве проиллюстрирован Альбертом Эйнштейном, который был известен как большой любитель музыки. Один из биографов Эйнштейна пишет:

Музыка была для него не просто развлечением. Наоборот, она помогала ему думать. «Когда он чувствовал, что зашел в тупик, или сталкивался со сложными проблемами в работе, – вспоминает его сын Ганс-Альберт, – он предавался музыке, и это помогало решить все затруднения». Скрипка всегда была при нем и помогала ему, пока он жил один в Берлине и трудился над теорией относительности. «Он часто играл на скрипке на кухне поздними вечерами, импровизируя и одновременно размышляя над мучившими его вопросами, – вспоминал один из друзей Эйнштейна. – А то вдруг прерывал игру и радостно восклицал: “ Я понял! ” Ответ на вопрос приходил к нему прямо в процессе игры».

Биограф, сам не зная о том, описывает здесь процесс музыкального дудлинга. Все предпосылки для наступления момента озарения налицо. Разум Эйнштейна уже перенасыщен информацией, необходимой для решения поставленной задачи. Все уравнения, какие можно было записать, записаны, все, что можно было продумать, продумано. И когда в мозге возникает такой вот барьер, не позволяющий шагу ступить дальше, Эйнштейн берет в руки скрипку и делает то, что сделает на его месте любой музыкальный дудлер, – играет и думает одновременно. Импровизирует и одновременно рисует в голове возможные решения задачи.



Джазовых музыкантов можно назвать первопроходцами музыкального дудлинга, который они на свой лад именуют импровизацией. При изучении философии джаза особое внимание обращает на себя различие между классическим музыкальным образованием или игрой строго по нотам и джазовой импровизацией. По утверждению Жака Аттали

Страница 9