ДУАЛИЗМ – иллюзия или реальность? - стр. 8
Точка неделима, следовательно, у неё нет частей. Двух абсолютно тождественных (схожих) монад не существует, каждая монада уникальна и однозначно определяема. Этой уникальной характеристикой точки является её координата. Все монады равнозначны, единственным признаком, различающим их, является координата. Разница точек есть всегда. Если координаты двух «разных» точек с учётом уровня точности исчисления и существенности совпадают – это одна точка, одна и та же. Монад бесконечно много. Монада всегда отделена от множественности. Совокупность монад, их местоположение относительно друг друга и связь определяют пространство и время.
Точка по определению обладает характеристиками бесконечности. И независимо от того, видели мы её или знали до того, как её определили, она была всегда.
У Джордано Бруно монада – физический и одновременно психический элемент действительности, основная единица бытия, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект.
Основателем философской системы «Монадология» о простых субстанциях – монадах является Готфрид Лейбниц6. Простые субстанции, имеющие только восприятие и стремление, Лейбниц называл монадами; монады, имеющие восприятие и память, – душами. Души в системе Лейбница являются отображениями самого Божества, Творца7; по его собственному выражению, «монада – это живое зеркало Вселенной»8. В каждой монаде в потенциале свёрнута целая Вселенная. Лейбниц делает утверждение, что пространство и время субъективны – это способы восприятия, свойственные монадам. Лейбниц считал, что не существует совершенно неодушевлённой природы, и полагал, что субстанция не может погибнуть, следовательно, монада не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни. При жизни Лейбница «Монадология» не публиковалась.
Лейбниц о монадах и времени: «Время будет состоять в совокупности точек зрения каждой монады на самоё себя, как пространства – в совокупности точек зрения всех монад на Бога. Гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. Первый вид связи объединяет времена, а второй – места. Эта вторая связь обнаруживается в единении души с телом, и вообще в связи истинных субстанций между собой. Но первая связь имеет место в преформации органических тел, или, лучше, всех тел…»9.
Понятие монады в смысле одушевлённой жизненной индивидуальности использовал Гёте10.
Гегель Г. В. Ф. писал о символьном и числовом понимании монады: «…Пифагорейцы проводили различие между монадой и единицей; монаду они принимали за мысль, а единицу – за число; и точно так же число два они принимали за арифметическое выражение, а диаду (ибо таково, видимо, то название, которое оно у них носит) – за мысль о неопределённом»